Ранее, в ходе встреч с министром экономического развития и торговли Германом Грефом и министром финансов Алексеем Кудриным, британский министр обсуждал проекты, в которых участвуют английские компании BP и Shell. Разумеется, в центре внимания было соглашение, по которому "Газпром" приобретает половину доли Shell в проекте "Сахалин-2". Гость заметил, что Shell "не очень устраивало то, как изменились эти правила игры на российском рынке". И дипломатично дистанцировался от забот хозяйствующих субъектов: "Но, насколько мне известно, - сказал Алистэр Дарлинг, - они уже вышли на договоренности со своими партнерами".
Такая позиция вполне объяснима: английский бизнес имеет и много других долгосрочных интересов в России, чтобы сделать "камнем преткновения" "Сахалин-2". "Британские компании хотят вкладывать средства в российскую экономику, готовы работать совместно с российскими компаниями на увеличение объемов добычи нефти и газа в России, но ждут от российского правительства создания четкого и понятного правового климата", - заявил российским СМИ Дарлинг, добавив, что в Великобритании не существует ограничений для инвестиций российских компаний. И более чем оперативно получил ответ от Виктора Христенко. Глава минпромэнерго сообщил, что согласования проекта федерального закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли завершатся в ближайший месяц. И документ поступит в парламент. Отметим, что это рекордные скорости для коридоров власти: 1 февраля проект обсуждался на заседании правительства. Обратив внимание британского коллеги на то, что над этим законопроектом велась совместная работа с иностранными инвесторами, Виктор Христенко заявил: "Сами участники сделок заинтересованы в получении одобрения, чтобы минимизировать риски. Этот закон - последняя точка, которая делает понятной ситуацию для инвестора".
А новое поле экспансии для иностранного капитала - тепловая электрогенерация. В соответствии с планами реформирования РАО "ЕЭС России" здесь предусмотрено участие частного капитала. И к 2011 году 100 процентов электроэнергии будет продаваться на свободном рынке. Христенко отметил, что уже сейчас инвесторы проявляют колоссальный интерес, а "в ближайшее время предполагаются и прямые продажи активов, и публичные размещения компаний". Действительно, первое IPO оптовой генерирующей компании номер пять в октябре 2006 года прошло на ура. Христенко сказал и о гарантиях от пересмотра решений о полной либерализации рынков электроэнергии и газа: "Мы уже в этом году вводим долгосрочные договоры на поставки, и эти действия еще больше укрепили экономический интерес инвесторов".
Перейдя затем к волнующей Европу теме энергетической безопасности, Христенко напомнил, что в октябре прошлого года состоялась конференция "Россия-ЕС" по сравнительному анализу энергетических стратегий. Он предложил г-ну Дарлингу провести аналогичную конференцию "Россия-Великобритания", "тем более что многие аспекты либерализации энергетического рынка в Великобритании являются хорошими практическими примерами для России". Достигнута также принципиальная договоренность о "диалоге между правительствами" в форме ежегодного министерского форума с участием крупнейших энергетических компаний. Но, разумеется, это не исключает следования Англией по пути диверсификации поставок нефти и газа - в русле новых энергетических приоритетов Евросоюза.