09.02.2007 02:00
    Поделиться

    Продажа мощей у нас не преступление

    Напомним, что в день памяти блаженной Ксении Петербургской, на одном из антикварных интернет-аукционов были выставлены на продажу "череп в хорошей сохранности и плечевая кость святого Филиппа" поступившие в свое время (1899 год) в хранилище Казанского собора, а в 1920-е годы попавшие в частные руки. Владелец оценил "реликвию" в тысячу евро.

    Первыми на это объявление отреагировали представители Русской православной церкви. Которая официально потребовала у органов внутренних дел Северной столицы инициировать расследование, возбудить уголовное дело и наказать человека, совершившего этот "кощунственный акт". Такое же намерение высказали и представители Росохранкультуры.

    "Антикварный" отдел уголовного розыска ГУВД Петербурга и Ленинградской области начал проверку. Снять объявление с сайта, найти продавца и изъять останки было делом техники. Череп и плечевую кость отдали на экспертизу.

    Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник "антикварного" отдела УР ГУВД Владислав Кириллов, для проведения экспертизы был привлечен доктор исторических наук, сотрудник петербургского Института истории материальной культуры Александр Мусин. Как он рассказал нам, проводилась историко-археологическая экспертиза, и составить первоначальное, но достаточно объективное заключение было несложно - на останках сохранились все соответствующие атрибуты и коллекционные отметки, которые четко указывали, откуда появились эти реликвии и где хранились. Так, на лобовой кости черепа было написано: "св. Филипп" и НУТНЕ 1899. Посредник, представлявший интересы продавца, Борис Георгиев (кстати, настоящее его имя Владимир Хромов, а указанное - рабочий псевдоним) рассказал, что святыня была принесена из Новгорода в Петербург в 1920-е годы и хранилась в Музее религии и атеизма, который в свою очередь переезжал с места на место.

    Исходя из этих данных, ученый сделал вывод, что такие пометки на своих находках оставлял известный в позапрошлом веке этнограф и археолог Василий Передольский. Жил он рядом с церковью святого Филиппа в Великом Новгороде, на территории которой и производил свои раскопки. И пометка "св. Филипп" и НУТНЕ 1899 на черепе означает не принадлежность останков святому, а лишь место и время их обнаружения. После революции коллекция археолога была изъята и долго путешествовала по музеям, научным и религиозным учреждениям.

    - К сожалению, по нашим законам, торговля останками или мощами не преступление. С давних пор факт владения мощами святых или останков родственников не осуждался. Так повелось еще со Средневековья. Известна масса случаев их дарения, продажи, хищения. Потом, Церковь, ставшая подобием централизованного государства, опять же не гласно, сделала оборот мощами своей прерогативой. И это сохранилось до сих пор, но мирскими законами не прописано.

    Михаил Телехов

    "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

    Поделиться