- Итак, я купила электроприбор, а тот сломался. Мои действия?
- Если прибор некачественный и это было выявлено в течение гарантийного срока, установленного производителем, то все просто. Первое, что вы делаете - обращаетесь к продавцу в письменном виде. В своей претензии необходимо указать, что случилась поломка, написать время, когда был куплен товар, его цену, затем приложить гарантийный талон.
Потребитель имеет право либо на ремонт товара, либо на его замену. Или может вовсе отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств. В таком случае вам должны вернуть деньги за него.
- В течение какого времени?
- Продавец обязан уложиться в 10 дней с момента подачи вами письменной претензии - это вместе с диагностикой товара. Замена производится в срок от 7 до 30 дней. Если эти сроки нарушены, то взимается неустойка - 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.
- А если за этот период цена изменилась, например, были установлены скидки?
- Вам возвращают деньги согласно тому, какая сумма стоит на чеке.
- Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги?
- Из магазина вас могут попытаться отправить в сервисный центр, чтобы там вам выдали свидетельство о неисправности. Все это неправильно, поскольку продавец обязан принять товар, провести проверку качества товара, причем самостоятельно. Покупатель имеет полное право присутствовать при этой проверке, что немаловажно. Еще один важный момент: если товар весит более 5 килограммов, то доставлять товар в сервисный центр обязан продавец за свой счет. То же самое, если вы хотите отказаться от товара.
- Что делать в случае, если продавец будет доказывать: поломка произошла по вашей вине?
- Настаивать на проведении независимой экспертизы. Это делается опять-таки за счет продавца. Если после того как экспертиза показала, что вина ваша, но вы твердо уверены в обратном, можете провести еще одну диагностику, но уже за свой счет. Тогда вы можете обжаловать решение первой экспертизы в суде, где будет проведена еще одна проверка.
- После того как гарантийный срок истек, поломанный пылесос или телевизор можно выкидывать?
- Если у пылесоса гарантийный срок 1 год, а он сломался через полтора года, вы можете провести экспертизу за свой счет и вернуть его продавцу в течение двух лет. Естественно, это правило распространяется только на случаи заводского брака.
- Может ли покупатель требовать предоставить ему на время ремонта товара в пользование точно такой же электробытовой прибор?
- Да, если его нет в перечне товаров, на которые эта услуга не распространяется. А так во время ремонта в течение 3 дней с момента подачи вами письменного заявления продавец обязан предоставить товар на замену.
- Как часто клиентам удается получить компенсацию за моральный ущерб?
- Довольно часто. Но у нас в стране компенсация морального вреда - не средство обогащения, речь идет о сумме от 100 до 5000 рублей, а не о миллионах, как в Америке. Большинство дел заканчивается тем, что истцу выплачивают в среднем 500-1000 рублей.
Действия по отстаиванию своих потребительных прав - в схеме
Кстати
На этой неделе Закону "О защите прав потребителей" стукнуло 15 лет.
Между тем закон продолжает совершенствоваться. По словам главы думского Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгения Федорова, новые поправки в закон предусматривают, что:
- изменится статус потребителя - им будет считаться не только человек, купивший товар, но и получивший его в подарок, в пользование или по наследству,
- устанавливается ответственность фирм и индивидуальных предпринимателей-импортеров за плохое качество зарубежных товаров,
- максимальный срок по устранению недостатков в товаре по гарантии будет ограничен до 30 дней,
- вводится ответственность продавца за недоставку в срок предварительно оплаченного товара. Это коснется интернет-магазинов, фирм, торгующих по каталогам или образцам (например, мебелью).
Какие товары не подлежат возврату или обмену?
Список этих товаров содержится в постановлениях Правительства РФ N 1222 от 20.10.1998 и N 81от 06.02.2002. В него входят:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.
2. Предметы личной гигиены.
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани; кабельная продукция; строительные и отделочные материалы и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (бельевые, чулочно-носочные).
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов.
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая.
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; иные плавсредства бытового назначения.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки; электробытовые машины и приборы; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты.
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
13. Животные и растения.
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Товары, которые не выдают взамен поломанных на время ремонта
1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.
2. Мебель.
3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях.
4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники и др.).
5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.