Напомним, что с 1 января 2007 года в нашей стране отменено лицензирование туристических компаний. По новому закону, "неэффективный" механизм лицензирования должны заменить финансовые гарантии. Теперь банки или страховые компании по соглашению с турфирмой будут выплачивать денежную компенсацию, если фирма не сможет выполнить условия договора с клиентом.
Что это даст потребителям? Как недавно заявил в интервью "РГ" руководитель Ростуризма Владимир Стржалковский, в первую очередь даст гарантию качественного отдыха. По его словам, в последнее время в России появилась масса недобросовестных туроператоров, которые плохо выполняют свои обязанности или не выполняют их вообще. И когда недовольные или обманутые туристы идут в суд, оказывается, что этим компаниям нечем платить компенсацию - денег на счету нет, оборудование арендовано. "Отдадим, когда появятся средства", - говорят хозяева, но, как правило, никогда не выполняют своих обещаний. Фирма объявляет себя банкротом, а на следующий день в этом помещении начинает продавать путевки новый туроператор с тем же штатом сотрудников, но с новым названием. А благодаря новому механизму финансовых гарантий, таких ситуаций впредь можно избежать - туроператорам стопроцентно придется отвечать за испорченный отдых.
В законе сказано, что если поездка сложится не так, как написано в договоре, турист вправе потребовать компенсацию материального и в некоторых случаях морального ущерба. Например, путешественника не доставили из аэропорта в гостиницу, вместо 5-звездочного отеля поселили в 3-звездочный, заставили раскошелиться за уже оплаченную экскурсию, не предупредили о стройке по соседству и так далее. Согласно новому закону, о своих претензиях в первую очередь необходимо сообщить тур-оператору и попытаться решить вопрос полюбовно. Если оператор своей вины не признает, то тогда придется обращаться в суд. По решению суда гарант - банк или страховая компания - обязан выдать туристу компенсацию, причем вместе с судебными издержками. Если раньше туроператор отправлял туриста в суд и знал, что ему ничего не грозит, то сейчас он сто раз подумает, прежде чем отказываться выплачивать ущерб. Ведь если турист прав, он стопроцентно в течение трех месяцев получит компенсацию. Затраченную сумму турфирма должна вернуть в течение месяца.
Однако, по словам скептиков, туристам будет неимоверно сложно доказывать свою правоту в суде. Для этого ему придется собрать как можно больше доказательств: чеки у таксистов и экскурсоводов, автобусные билеты, подтверждение, что жил в гостинице более низкого уровня обслуживания, фотографии, видеосъемки. Без этих документальных подтверждений отсудить что-либо у туроператора будет практически невозможно. В связи с этим многие эксперты уверены, что для потребителей ничего не изменится. "Порядочные компании и так не отказывались выплачивать компенсации, а любые спорные вопросы решались через суд", - говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Не защитит туристический закон и от фирм-мошенников, которые появляются в России стабильно два раза в год. Мошенниками отныне будут считаться те, кто не войдет в федеральный реестр добросовестных компаний с финансовыми гарантиями. Посмотреть этот список можно будет на интернет-сайте Ростуризма. И если компании, с которой заключит договор турист, в федеральном реестре не будет, то путешественнику никакой суд не поможет. Так что в этом плане ничего не изменится - за российских граждан, находящихся за рубежом, как сегодня, так и через полгода будет отвечать министерство иностранных дел. И если турист останется без жилья и обратных билетов, на помощь ему по-прежнему придет российское консульство.
По словам противника закона, президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, из 10 тысяч существующих туроператоров на рынке останутся лишь 15 компаний-гигантов. Это приведет к монополизации, а соответственно и к заметному повышению цен на путевки.