Вячеслав Бобков | Кого у нас сегодня относят к наименее обеспеченному населению? Тех, кто имеет среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. И если исходить, как это делает Росстат, то есть только из уровня денежных доходов, то в 2006 году бедняков в России было примерно 14 процентов. Но с учетом плохих жилищных условий, изменить которые граждане не могут, численность самого нижнего класса бедных, как показали наши исследования, составляет около 42 процентов. Это более 50 миллионов человек. И еще примерно столько же - неустойчивый "переходный" слой населения.
Приведу простой пример. Допустим, семья из пяти человек имеет душевые доходы повыше прожиточного минимума и, значит, не считается малоимущей. Но она занимает две маленькие комнатушки на первом этаже дома- хрущевки, где треснувшие стены, на кухне не повернуться, да и с удобствами проблемы. Правда, часто бывает и хуже. Спрашивается, можно ли считать быт этих граждан нормальным? У них даже при доходах несколько выше прожиточного минимума нет денег на улучшение жилищных условий. Поэтому логично и их отнести к бедным, но не по доходам, а по жилищу, что в нашей стране никогда не делалось. Тогда мы увидим истинную картину благополучия, вернее, неблагополучия россиян.
Российская газета | Но возникает вопрос: что считать плохими жилищными условиями?
Бобков | Специалисты ВЦУЖ определили два критерия. Первый - когда на одного человека приходится меньше жилой площади, чем предусмотрено учетной нормой, действующей в регионе. Второй критерий - плохое благоустройство жилища, когда в нем нет либо электричества, либо канализации, либо холодной воды, либо системы отопления. Между прочим, отсутствие горячей воды или телефона, а также проживание в одной комнате трех и более человек не является по классификации ВЦУЖ признаком "неблагополучного" жилья.
Как видим, критерии выбраны весьма жесткие. И тем тревожнее полученный результат. Оказывается, "плохо" живут около 42 процентов россиян. У одних - доходы низкие, у других - жилищные условия подкачали, а у третьих - и то и другое. А 4 миллиона нынешних бедняков - это бедные и по доходам, и по жилищу.
Все это характерно не только для малоимущих, но и для 38 миллионов россиян, которые официально не считаются бедными, однако тоже ежедневно испытывают жилищные муки. Их среднедушевые доходы, как показало исследование, выше прожиточного минимума, но ниже восстановительного потребительского бюджета (классификация ВЦУЖ), составляющего примерно два прожиточных минимума. Разумеется, это отнюдь не богачи и даже не середняки. Они не могут скопить денег на новую квартиру или построить домик в деревне. Специалисты ВЦУЖ, на мой взгляд, справедливо отнесли к бедному слою и эти 38 миллионов.
Зато сюда не включены почти 7 миллионов малоимущих (по официальной статистике) граждан, потому что они имеют хорошее, просторное жилье с телефоном, горячей водой и всеми другими удобствами. Такая квартира или загородный домик уже являются неким капиталом. Семье можно, например, переехать в менее просторное жилье и сдавать свою квартиру. Другой вариант: члены семьи, скажем, завершившие учебу дети, находят работу с неплохой зарплатой, и уровень доходов сразу повысится. Словом, эта группа граждан имеет перспективу, а плохое материальное положение у них - явление временное.
РГ | А как живут другие семьи? У них-то, надеюсь, все нормально?
Бобков | Обратите внимание на итоговую таблицу, которая публикуется вместе с нашей беседой. В ней все российские домохозяйства делятся на четыре класса. Кроме бедных есть еще переходный класс, средний и высоко обеспеченный.
Итак, 41 процент россиян оказался в так называемом переходном классе. Название его говорит о том, что при неблагоприятном стечении обстоятельств жизнь этих граждан вполне может ухудшиться, и тогда они переместятся в нижний класс, в одну из трех групп бедных. Но одновременно есть шансы перебраться в "середняки". Неустойчивость положения делает этих людей весьма зависимыми от внешних условий.
Вот почему именно на точечную поддержку не только бедняков, но и обитателей переходного класса должна быть направлена продуманная, эффективная экономическая и социальная политика государства. Речь не о материальных субсидиях, а о выявлении властями проблем этих россиян и принятии соответствующих мер. Я имею в виду, например, организацию обучения желающих в кредит, а также льготы при переквалификации или административную помощь при переезде в другой город, где есть подходящая работа. Вариантов много. Важно, чтобы власти занимались всем этим, имея в виду судьбы конкретных людей. Задача двуединая: во-первых, способствовать более быстрому росту среднего класса, во-вторых, предупредить по возможности сползание неустойчивых домохозяйств в бедность. Пока, к сожалению, об этом переходном классе наши управленцы, похоже, не очень задумываются.
Теперь о среднем классе, который, по данным ВЦУЖ, составляет, судя по материальным условиям, лишь 14 процентов от всего населения страны. Это очень мало, именно поэтому гарантом стабильности общества он не стал. Здесь несколько типов семей. Одни имеют относительно высокие среднедушевые доходы (более 7 прожиточных минимумов), но весьма средние жилищные условия (например, без горячей воды и телефона). У других похуже материальное положение (доходы от 2 до 7 прожиточных минимумов), зато хорошие квартиры или индивидуальные дома. В любом случае эти россияне могут удовлетворять многие из возникающих потребностей.
Наконец, наиболее обеспеченный класс - богатые граждане. У них все хорошо: и высокие доходы, и отличное жилье. Может быть, есть и не одна квартира или дом. Но таких благополучных россиян, как показали исследования ВЦУЖ, всего 3 процента.
РГ | А какие изменения происходят внутри этих четырех социальных групп? Число бедных все-таки сокращается?
Бобков | Изменения происходят в положительную сторону, но не быстро. И прежде всего из-за трудно решаемых жилищных проблем. По нашим оценкам, за два последних года нижний класс сократился на 4 процента. Богатых стало больше.
Тем не менее соотношение социальных групп говорит о чрезмерно высоком расслоении российского общества по качеству и уровню жизни. И реальные масштабы бедности в России значительно выше, чем принято считать. Драматизм ситуации очевиден. Задача борьбы с бедностью становится многократно сложнее, приобретает совсем другие контуры. Это требует и новых подходов в формировании государственной социальной политики. Для преодоления абсолютной бедности, а также для расширения среднего класса до преобладающей в обществе социальной группы необходимо разработать и принять соответствующие долгосрочные целевые региональные программы и, конечно же, социальную стратегию развития страны. Не вызывает сомнений необходимость комплексного долгосрочного подхода к решению масштабных социальных перекосов.