В Берлине доминируют французские фильмы

Можно утешиться и тем, что во втором по значению конкурсе "Панорама" участвует азербайджанский фильм по сценарию Рустама Ибрагимбекова "Прощай, южный город!", поставленный выпускником ВГИКа Олегом Сафаралиевым, - о переломном моменте в истории Баку, когда Азербайджан перестал быть советским городом и надо было учиться жить сызнова. Два "специальных показа" отведены "Дневному дозору". Наконец, в конкурсе "Панорама" участвует документальная картина Владимира Иванова "Москва. Pride-06", которую никто еще не видел, но у которой, полагаю, есть шансы взять приз жюри сексуальных меньшинств "Тедди". Она о том, как разгоняли гей-парад в Москве 2006 года, а борьба геев и лесбиянок за человеческое к себе отношение и за право жить так, как они могут и хотят, сегодня вызывает в мире всеобщее сочувствие. Берлинале славится своими политическими решениями, и фильм этот может оказаться в фаворитах совершенно независимо от его профессиональных качеств. Впрочем, поглядим - увидим.

По числу картин в этом году лидирует Франция: 4 ленты в конкурсе, а всего в разных программах - 34! Французы открыли Берлинале, они же его и закроют. На старте показали биографическую драму Оливье Даана "Воробушек" (другое название - "Жизнь в розовом свете") - о судьбе любимейшей певицы Франции Эдит Пиаф. Финиш будет осенен "Ангелом" - новым опусом модного Франсуа Озона. Кроме того, с нетерпением ждут еще две конкурсные ленты мастеров французского артхауса - Андре Тешине и Жака Риветта. Значит ли это, что французское кино переживает новый расцвет? Ничуть - там как раз озабочены падением зрительского интереса. Просто так карта легла.

Выбрав для первого фестивального вечера картину о Пиаф, директор Берлинале Дитер Косслик заявил, что вечная проблема "фильма-открытия" на этот раз решена. "Воробушек" действительно содержит в себе хотя бы одно из слагаемых успеха - феноменальную, на мой взгляд, работу актрисы Марион Котильяр, сыгравшей Эдит Пиаф от двадцатилетнего возраста до ее смерти от рака в 47 лет.

Актрисе надо было сыграть нечто невероятное. Пиаф всю жизнь страдала от болезней: с ней случалась и слепота в детстве, и глухота в юности, и автокатастрофа, после которой она едва собрала кости. Коротышка ростом в 142 сантиметра, она обладала редкой мощи голосом, но тоже необычным: резким, каркающим, не имеющим отношения к тому, что называют вокалом. И характером она обладала резким, своевольным, часто невыносимым для окружающих. Но эта женщина-руина, едва выползающая на сцену в совершенно разобранном состоянии, с первыми звуками аккомпанемента вдруг преображалась, становилась сильной и прекрасной, вгоняя публику в род гипнотического транса. Дитя нищеты, вошедшая в жизнь с ее черного входа, она так и не стала человеком истеблишмента, и ее эксцентрические выходки были составной частью ее творческого наследия - они от ее песен неотделимы. В ее жизни случилась только одна счастливая пора, когда она без памяти полюбила боксера Марселя Сердана. Но счастье оборвалось быстро: Сердан погиб в авиационной катастрофе.

А еще были обожание толпы, жадное любопытство папарацци, два неудачных брака и переполненные залы, где она не раз падала на сцене от изнеможения, не в силах более петь, но и не в состоянии жить без песен.

Эти мотивы и события ее жизни в фильме разъяты на эпизоды, иногда пространные, иногда мгновенные, и разбросаны в пространстве двух с половиной часов без системы, но по принципу контраста: бессильная старость - дерзкая юность, Пиаф, уродливо искаженная болезнью, и Пиаф, ставшая под чарами любви неотразимо прекрасной. Постоянные скачки во времени - принцип картины, и это единственный драматургический прием, которые сумели найти ее авторы, - они целиком положились на внешние эффекты, все глубинные психологические загадки предоставив решать музыке. Иногда они заметно устают искать для этих разновременных эпизодов сцепки, и тогда возникают монтажные стыки, за которые немедленно выгнали бы из ВГИКа. И совсем удивительно смотрятся картонные макеты Нью-Йорка, снятые где-то в пражской студии. Но реальный голос Пиаф, использованный в фонограмме, делает свое дело: переводит плоский мелодраматизм сюжета в ранг высокой и многослойной трагедии.

Работу с саундтреком можно признать виртуозной: электронный монтаж позволил использовать концертные и студийные - то есть совершенные - записи Пиаф даже в сценах проб, репетиций и нещадной муштры. С этими записями у создателей фильма были проблемы: наследники певицы оказались прижимистыми и значительная доля 25-миллионного бюджета перекочевала им в карманы.

В небольшой и чисто служебной роли Луи Лепле, подобравшего двадцатилетнюю Пиаф на улице и подарившего ей первый успех, выступил Жерар Депардье - по-видимому, исключительно из благоговения перед символом "реалистического шансона".

Оливье Даан считает свою картину "интимным портретом Эдит Пиаф", и он прав: нам показывают то, что ни одна звезда даже под страхом расстрела не поведает своим поклонникам. На пресс-конференции он рассказал, что идея фильма пришла ему, когда он увидел портрет Пиаф-подростка: она шла по улице с подругой и была одета как панк. Хотя для всех ее образ связан с хрупкой женщиной в черном платье в луче сценического прожектора. Так режиссеру захотелось побольше узнать о певице, которая для 40-летнего Даана казалась далеким прошлым. "Я хотел сделать фильм о том, что движет артистом, - рассказал режиссер. - Для меня Эдит Пиаф - идеальный пример художника, для которого нет границы между его жизнью и его искусством. Обычно, когда артист деградирует как человек, разрушается и его талант. Пиаф в этом смысле исключение: ее тело увядало, а голос креп, и искусство набирало мощь".

Пресс-зал принял картину прохладно: жидкие аплодисменты смешались с одиночными свистками. Не уверен, что эта реакция справедлива: работа Марион Котильяр, думаю, вполне может стать главным претендентом на приз за лучшую женскую роль. Это малоизвестное у нас имя вообще стоит запомнить: актриса-клоунесса, и манерой, и даже внешностью напоминающая Джульетту Мазину, в руках более умелого режиссера наверняка еще не раз заставит говорить о себе как о большом и глубоком мастере.