Москва умеет бороться со снегом

"В отличие от Великобритании, которую в таких случаях парализует полностью, вчера, когда температура упала до минус 27 градусов по Цельсию и выпало сразу 15 сантиметров снега, жизнь в Москве продолжалась, как будто ничего не произошло", - говорится в ней. И далее автор удивляется, что, несмотря на все это, в школах в обычном порядке шли занятия, с вокзалов по расписанию уходили поезда и даже в аэропортах не откладывались рейсы самолетов. Впрочем, москвичей этим особенно не удивишь. И все же корреспондент "РГ" обнаружил в этом сезоне кое-что новенькое. Несмотря на обильный снегопад не только в ночь на четверг, но и в течение всей субботы и даже в ночь на воскресенье, в городе можно было не просто ездить по расчищенным дорогам, но и ходить по тротуарам.

"Дело в том, что снег в ходе расчистки дорог и улиц нынче сразу же вывозится", - рассказала "РГ" пресс-секретарь департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Марина Орлова. - В результате лишь за субботу его вывезено 220 тысяч кубометров". Справляться с этим помогает еще одно новшество - впервые коммунальщики пытаются растапливать уличный снег прямо в центре Москвы. Работает пять мобильных снегоплавильных установок. Чтобы увидеть своими глазами, как это происходит, корреспондент "РГ" отправился на площадь перед Белорусским вокзалом, где рядом со строящимся торговым комплексом накопилась пятиметровая гора грязного снега. Вот к ней-то и пристроился странноватый огромный желтый предмет из металла, похожий на чемодан-мясорубку и строительную бытовку в одном лице. Жужжа и фыркая,это устройство выплевывало из желоба серо-мутную воду в открытый канализационный колодец. В час мобильная снеготаялка, как выяснилось, плавит 60 тонн уличного снега.

- Откуда столько снежка? - поинтересовалась я у оператора Николая Ивакина.

- С Тверской улицы, от станции метро "Сокол", - пояснил он.

Функция мобильной снеготаялки, как и у стационарных, - плавить снег. Принцип работы довольно простой. Перед началом эксплуатации в специальный бак загружается вода с реагентами, всего около 7 тонн. Котел, куда поступают порции снега и вода с реагентами, подогревается горелкой. Снег плавится, а талая вода через специальный желоб выливается наружу.

- Если погода, как сейчас, стоит минусовая, воду сбрасываем в канализацию, - рассказывает оператор. - Если около нуля, то можно и просто на мостовую, так как подобная жидкость не замерзнет, да еще и расплавит снег по краям дороги.

Единственный минус - габариты машины. Ширина ее превышает три метра, длина - около семи, поэтому такой махине трудно перемещаться по городу без сопровождения ГИБДД. Зато у Белорусского вокзала к ней удобно подвозить и воду, и дизельное топливо, поэтому можно пока по городу машину не таскать.

По данным департамента ЖКХ и благоустройства города, ежегодно в зимний период с улиц и магистралей столицы приходится вывозить около 36 миллионов кубических метров снега. Работающая в городе сеть стационарных снегоплавильных пунктов обеспечивает утилизацию более 200 тысяч кубометров снега в сутки. Но для того чтобы доехать до них, грузовикам приходится порой проделывать десятки километров, внося тем самым свою лепту в создание пробок на дорогах. Потому-то год назад руководство города и обратило взор на опыт зарубежных коллег. В апреле 2006 года по поручению мэра столицы в канадские города Торонто и Барри выезжала специальная группа специалистов городского хозяйства, которая и изучала опыт применения мобильных плавилен. В итоге решили испытать их в Москве. Все приобретенные снеготаялки работают в центре города.

- Главное их преимущество состоит в том, что справляться со снежными заносами теперь можно, что называется, не сходя с места, - рассказал "РГ" руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Артур Кескинов. - К тому же в отличие от стационарных экономится дорогая столичная земля, не нужно тратить и время на получение землеотводов и согласований.

Помимо трех иностранных машин над избавлением московских улиц от снега работают и два экспериментальных образца аналогичной техники российского производства, разработанные на основе зарубежных аналогов в институте ВНИИСтройдормаш. Их производительность пониже - всего 10 тонн снега в час, зато работают они тише и не такие громоздкие, поэтому спецсопровождения не требуется. Еще один образец такой же мощности пока проходит испытания.

Какая из всех этих машин лучше всего покажет себя на улицах города и какая техника будет закуплена в будущем году, станет ясно в конце сезона. Тем временем дорожники совместно с канадскими производителями снегоплавилен времени зря не теряют. В настоящее время они разрабатывают совершенно новый вариант машины, которая смогла бы сочетать в себе маневренность и размеры отечественной снеготаялки с мощью зарубежного собрата.