Медики отказываются выписывать льготникам дорогостоящие лекарства

Инвалиду первой группы Сергею Е. в одной из городских поликлиник отказались выписывать бетаферон - дорогостоящее лекарство, которое применяется при рассеянном склерозе. Месячный курс бетаферона стоит до 60 тысяч рублей, и препарат надо принимать постоянно.

- Врачи ссылаются на приказ, якобы подписанный министром областного здравоохранения Виктором Шепелевым, - говорит Сергей Е.

Как уже сообщала "РГ" в материале "Льготное голодание" от 2 февраля, в 2007 году на оплату медикаментов для федеральных льготников выделено 700 миллионов рублей вместо 1,5 миллиарда в 2006 году. Перечень льготных лекарств, утверждаемый федеральным правительством, сократился на 79 наименований, однако бетаферон по-прежнему входит в льготный список. Что же это за приказ, запрещающий выписывать больным столь дорогой препарат? -

Такого приказа относительно бетаферона не было, - заявили "РГ" в областном минздраве. - Если в муниципальных поликлиниках не могут выписать такого лекарства, тогда это проблемы горздравотдела.

Между тем жалоба Сергея Е. далеко не первая. Как сообщил председатель комиссии по здравоохранения Челябинской городской думы депутат Эдуард Рыбин, его телефоны с начала года буквально раскалились.

- Да, люди звонят, жалуются на то, что рецепты не выписывают вообще, нервы у всех на пределе, - рассказал Рыбин. - По каждому случаю мы стараемся разобраться, в восьмидесяти процентах нам удается решить вопрос в пользу пациента.

То, что сейчас происходит со льготными лекарствами, депутат назвал "подменой принципа социальной солидарности на принцип дарвинизма". То есть раньше сильные помогали слабым, а сейчас выживают только сильнейшие. Слабые, у которых нет денег на лекарства, а государство не может им помочь, просто погибают. Эдуард Рыбин заявил, что возглавляемая им комиссия сейчас анализирует ситуацию, сложившуюся со льготными рецептами. Между тем, как нам сообщил начальник отдела по местному самоуправлению Челябинской городской думы Эдуард Мейлах, депутаты направили запрос в областную прокуратуру - чтобы та разобралась, что же происходит с бесплатными лекарствами. По сведениям депутатов, не выписываются рецепты на лекарства, отсутствие которых чревато для пациентов летальным исходом.

К депутатскому запросу приложена и инструкция, подписанная министром здравоохранения Виктором Шепелевым и разосланная во все территории области. Она называется "Организация лекарственного обеспечения в системе ДЛО в 2007 году в условиях лимитирования расходов", и вчера ее текст удалось получить "Российской газете". "При освоении лимита за месяц прекращается выписка рецептов и отпуск лексредств", - говорится в инструкции. Иными словами, деньги, выделяемые на бесплатные препараты, можно сравнить с караваем, которым надо накормить всех страждущих. Этот каравай медики пытаются делить по-честному и по справедливости одновременно. Но не получается ни так, ни эдак.

- А что мы можем сделать в этой ситуации? Инструкция действительно существует, она разослана во все учреждения. Есть и лимит, по 350 рублей на одного льготника, - сообщили нам в той самой поликлинике, где отказались выписать рецепт Сергею Е.

- Если мы выпишем бетаферон на десятки тысяч рублей, то у нас не хватит денег для сотен других пациентов. А потом мы просто не сможет отчитаться перед проверяющими, нас обвинят в перерасходе. У нас нет ограничения на детей, на тех, кто страдает заболеваниями крови, на тех, кто без дорогих лекарств просто умрет. Бетаферон действительно облегчает жизнь больным рассеянным склерозом, но не является жизненно необходимым препаратом. Впрочем, у нас нет и указаний, каким более дешевым аналогом мы должны заменить бетаферон, чтобы разом не израсходовать весь лимит. По сути нас оставили один на один с пациентами, которым мы не можем помочь.

Не только бетаферон способен "съесть" скудный лимит. Для больных диабетом и астмой существуют государственные программы. Все необходимые медикаменты больные получают централизованно - через учреждения, в которых наблюдаются. А вот онкобольные чаще всего получают рецепты в районных поликлиниках, к которым приписаны по месту жительства. Необходимые им лекарства могут стоить свыше ста тысяч рублей - опять же ответственность за превышение лимита несут поликлиники.

Областной минздрав подготовил инструкцию о лимитах не от хорошей жизни. Средства, выделяемые области на бесплатные лекарства, сократились в два раза - так нашему здравоохранению аукнулась монетизация льгот. Половина льготников решили "взять деньгами". Для них бесплатные рецепты были не выгодны. Сохранили льготы те, кто страдает хроническими заболеваниями, - им денежная компенсация не покрывает текущие расходы на лекарства. Но федеральный центр, исходя из сократившегося вполовину числа льготников, уменьшил финансирование из бюджета ровно в два раза. Оттого и нынешний дисбаланс.

На последнем аппаратном совещании губернатор Петр Сумин дал указания подготовить письмо на имя председателя российского правительства Михаила Фрадкова, в котором будет изложена ситуация с льготным лекарственным обеспечением в Челябинской области. Эта ситуация требует срочного разрешения. 

   комментарии

Андрей Косилов, первый вице-губернатор Челябинской области:

- С прошлого года остался неотоваренным 19 561 рецепт. Если не брать в расчет те рецепты, которые врачи отказались выписать, то этот показатель не самый плохой, гораздо сложнее обстоит дело с долгами фармацевтическим компаниям. В прошлом году долг по области составил 700 миллионов рублей - эту сумму до сих пор не покрыл федеральный центр. Фармацевты не могут работать в долг, иначе все обернется крупными банкротствами. Среди населения формируется мощнейший социальный протест, который может проявиться в самое ближайшее время, если не принять кардинальных мер. 

Алексей Севастьянов, председатель комиссии по местному самоуправлнию челябинской городской Думы:

- В челябинскую городскую Думу поступают многочисленные обращения от граждан, имеющих право на бесплатные лекарства, с жалобой на отказ лечащих врачей в выдаче рецептов. Хотя их выписка предусмотрена постановлением правительства РФ. Лечащие врачи ссылаются на устный запрет главных врачей выписывать рецепты. Считаем подобные факты вопиющими и нарушающими основные права человека, гарантированные Коституцией РФ - право на жизнь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. По нашему мнению, подобные бездействия можно квалифицировать как неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствие с законом. Мы просим прокуратуру вынести представление о незаконности распорядительного документа "Организация лекарственного обеспечения в условиях лимитирования расходов", полписанного министром здравоохранения Виктором Шепелевым.