Пожилые череповчане отдают мэрии свои квартиры за пожизненное содержание

По словам Валерия Апехтина, директора информационного агентства мэрии Череповца, программа социальной поддержки пенсионеров на условиях договора пожизненного содержания заработала в городе в 1999 году. Помимо поддержки пенсионеров, разработана она была для ограждения пожилых людей от "квартирных" мошенников. Тогда в стране было зафиксировано немало фактов обмана рентополучателей - обещанные им услуги и выплаты производились не полностью, нередко дельцы физически избавлялись от обузы, чтобы поскорее завладеть собственностью. Хотя в Череповце до таких чудовищных случаев не доходило, были фирмы, предложения которых казались подозрительными.

В мэрии изучили законодательство и практику других регионов, условия местных фирм, спросили мнение ветеранских организаций и пожилых граждан города. И после этого утвердили "Положение о социальной поддержке пенсионеров на условиях договора пожизненного содержания с иждивением".

Согласно положению, договор могут подписать пенсионеры, имеющие в собственности жилые помещения. В обмен на квартиры мэрия выплачивает пожилым людям денежную компенсацию, предоставляя, кстати, право на выбор - пожизненно пользоваться своим жильем или переехать в комнату квартирного типа в черте города.

Подписавшим договор власти выплачивают ежемесячную пожизненную ренту в пределах 750 - 1500 рублей, размер зависит от жилплощади и категории инвалидности, и освобождает от платы за коммунальные услуги (за исключением оплаты радио, телефона и коллективной антенны). Дополнительно получателям ренты выдается ежегодное социальное пособие - 10 тысяч рублей на расходы первой необходимости и раз в пять лет - 60 тысяч на текущий ремонт жилья. На все эти затраты город выделяет отдельную строку в бюджете - на этот год заложено почти пять миллионов рублей.

Нелли Ивановна узнала о программе поддержки пенсионеров случайно - от знакомых ветеранов. Две бездетные пары рассказали ей о том, что, передав квартиры городу, выиграли в деньгах, и вообще стали чувствовать себя более защищенными и менее одинокими. У Нелли Ивановны с мужем тоже нет потомков, а на помощь дальних родственников особо рассчитывать не приходилось. Пять лет назад супруги тоже решились на обмен.

Скрепив у нотариуса договор с комитетом социальной защиты города, пара уже через месяц ощутила изменения в жизни. Плюсом к двум пенсиям в 3 тысячи рублей каждая стали получать ежемесячную пожизненную ренту - сегодня она составляет 950 рублей, ежегодную единовременную выплату на лечение и бытовые покупки - 10 тысяч рублей, 500-рублевое пособие к праздникам - Новому году, Дню города, 23 февраля, 8 Марта и 9 Мая.

Помимо наличных денег пенсионеры получают так называемый социальный патронаж центра социального обслуживания населения - одного из муниципальных учреждений города. Сотрудники центра раз в неделю посещают подопечных, узнают о проблемах, выясняют, какая и в каком объеме требуется помощь, решают вопрос о госпитализации или об организации обследования больных, помогают получить санаторно-курортные путевки. За тяжело больными ухаживают общественные сиделки. Чтобы помочь пожилым людям по хозяйству - помыть им окна, постричь и так далее, к ним могут пригласить специальные "отряды милосердия". "Патроны" взаимодействуют с церковью, советами ветеранов и трудовыми коллективами, в которых раньше работали пенсионеры. И что немаловажно для пожилых - получателю ренты гарантируется погребение, установка памятника и ограды, благоустройство и содержание места захоронения.

На обмен квартиры за содержание идут, как правило, одинокие люди - из 140 пенсионеров, заключивших договор, таких 120. Город получает квартиры общей стоимостью в десятки миллионов рублей. Но мотивы принятия такой программы, по словам Валерия Апехтина, далеко не рыночные. Живых денег мэрия не получает - квартиры впоследствии передаются тем, кто стоит в льготной очереди на получение жилья. По этой программе очередникам передана уже 41 квартира. Плюс при участии местной власти у некоторых пожилых людей получается выстроить очень даже комфортные модели достойной и активной старости.