Впрочем, их голосов не хватило, чтобы без дополнительных процедур сразу же изменить существующее законодательство.
С 1985 года в Португалии действовал закон, который теоретически разрешал проведение абортов, но только в государственных клиниках и только по медицинским показаниям. Однако разрешение на проведение аборта получить было крайне сложно. В стране с глубоко укоренившимися католическими традициями получить медицинское разрешение на проведение аборта было почти невозможно. В итоге ежегодно не более тысячи португалок могли легально прибегнуть к помощи врачей, чтобы прервать беременность, а до 10 тысяч женщин ежегодно попадали в больницы из-за осложнений, вызванных нелегальными абортами. Неудивительно, что премьер-министр Жозе Сократиш назвал широко распространенную практику проведения подпольных абортов "национальным позором".
В 1998 году правительство уже пыталось положить конец этой порочной практике, призвав португальцев на референдум, однако в тот раз на голосование явилось менее половины избирателей, и плебисцит был признан недействительным.
И на этот раз главным препятствием для легализации абортов опять стала низкая явка. В воскресенье за отмену действовавших в Португалии ограничений высказались более 2,2 млн. граждан при 1,5 млн. голосов, поданных за сохранение старых порядков. Иными словами, общее количество принявших участие во всенародном опросе - всего 43 процента. И хотя подобные итоги референдума не обеспечивают абсолютного большинства сторонникам легализации абортов, они дают премьер-министру право внести соответствующий законопроект на утверждение в Собрание республики. А в парламенте у социалистов - подавляющее большинство голосов.
- Надо уважать волю португальцев, - заявил глава правительства после официального объявления результатов референдума представителями счетной комиссии.
Высокопоставленные представители католической церкви Португалии (а 90 процентов населения страны причисляют себя к католикам) до самого момента голосования протестовали против инициативы правительства. Кардинал-патриарх Лиссабона Жозе да Круш Поликарпу за день до референдума выступил с резким осуждением планов разрешить женщинам самим решать, рожать им детей или прерывать беременность. Но эти призывы явно оказались недостаточными, чтобы остановить перемены.