Судя по всему, пакет санкций Евросоюза в отношении Ирана в точности копирует санкции, наложенные на Тегеран Советом Безопасности ООН 21 декабря прошлого года. Они, как известно, предусматривают полный запрет на поставки в Иран материалов и технологий, которые могут быть использованы при разработке и производстве ядерного оружия и ракет.
Что касается сроков введения санкций ЕС, то вряд ли они вступят в силу раньше марта. Дело в том, что для окончательного "запуска" санкций ЕС одобренный министрами документ необходимо перевести на главные языки ЕС и передать на рассмотрение юристам. Предположительно, эта процедура займет неделю. В этом плане санкции Евросоюза немного "запаздывают". К тому времени, когда они вступят в действие, а именно после 21 февраля, ООН уже может приступить к рассмотрению нового пакета мер в отношении Тегерана. В случае если иранское "ядерное досье" вновь вернется на рассмотрение Совбеза ООН, то новые санкции, по общему мнению, могут быть уже намного жестче.
Принимая санкции в отношении Ирана, Евросоюз тем не менее как всегда не желает "сжигать мосты". Ответственный за внешнюю политику ЕС Хавьер Солана сразу же после этого заявил, что Евросоюз готов возобновить переговоры с Ираном и желает решить кризис дипломатическим путем. Накануне он встречался с Али Лариджани, который представляет Исламскую республику на переговорах с Западом. По словам Соланы, встреча была конструктивной и хорошей, но дополнительные подробности он пока не сообщил.
Такого же подхода придерживаются и главы МИД ЕС: они настаивают на продолжении обсуждения с властями Ирана проблем, связанных с международным контролем за ядерными планами. Очевидно, ближайшая неделя, остающаяся до "красной" для Тегерана даты 21 февраля должна принести какие-то "подвижки" в этом вопросе. Иначе "иранское досье" может вернуться в ООН, а этого иранцам очень и очень не хочется.
На днях руководство Ирана, кажется, впервые заявило, что при определенных условиях может отказаться от работ по обогащению урана. Это заявление сразу же привлекло к себе внимание. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани дословно сказал: "Мы хотим иметь мирные ядерные технологии".
По его словам, если будут даны гарантии поставки тепловыделяющих элементов, "нам не потребуется самим развивать эту технологию". Лариджани назвал "хорошей идеей" предложение о создании международной организации, которая бы поставляла урановые стержни для атомных электростанций в так называемых "пороговых государствах".
Одновременно Лариджани обвинил США и Францию в том, что они спровоцировали конфликт вокруг ядерной программы Ирана, нарушив имевшиеся контракты в ядерной сфере. "Одна из причин, которая вынудила нас заниматься обогащением урана, заключается в том, что контракты могут быть с легкостью разорваны, - пояснил он. - Поэтому у нас нет доверия". В этой связи, резюмировал Лариджани, Ирану требуется международная гарантия.
Гарантии поставок топлива для АЭС Ирану, как известно, давала Россия. Однако Тегерану этого показалось мало: 5 февраля стало известно, что Иран построил два каскада по 164 центрифуги каждый в подземной части ядерного комплекса в Натанзе. Эти 328 центрифуг стали "первой ласточкой" в реализации планов Тегерана по установке 3 тысяч подобных аппаратов по производству ядерного топлива. А это уже совсем другая история.