Завтра, 15 февраля, исполняется ровно месяц с того дня, как у нас в России практически началась миграционная революция. Каковы ее первые результаты? Что поменяли эти тридцать дней в жизни мигрантов?
Никогда раньше проблема миграции не вызывала такого ажиотажа в СМИ, как сегодня. Порой кажется, стоит включить утюг или чайник, и оттуда тоже тебе кто-то что-то о "понаехавших" сообщит. Между тем главная суть новых либеральных законов, вступивших в силу 15 января, до сих пор массовому читателю (зрителю), к сожалению, не понятна.
А суть этих законов - о миграционном учете и о внесении изменений в закон о правовом положении иностранных граждан - заключается в том, что они открывают наконец возможности для реальной борьбы с нелегальной миграцией. До сих пор нас в основном пугали страшными цифрами: десять миллионов нелегальных мигрантов бродят беспривязно по стране, двенадцать, двадцать... Эксперты, правда, настаивают, что не более пяти миллионов, причем полтора миллиона приехали в Россию на ПМЖ и при всем своем желании никак не могут легализоваться. Но и эта цифра - 5 000 000 - тоже, конечно, огромная, тревожная. А что с этими миллионами делать, никто толком не знал.
Милиция, впрочем, имитировала видимость активной борьбы, а на самом деле всласть паслась на этом благодатном неправовом поле. Да мало ли кому еще было выгодно держать в нелегалах, в бесправии, почти что в рабстве миллионы трудовых мигрантов.
Так что надо понимать, что реальная борьба с нелегальной миграцией есть одновременно и попытка борьбы с коррупцией. О коррупции, которая стала раковой болезнью нашего общества, мы тоже все говорим-говорим, ужасаемся всепроникающим метастазам, а чтобы замахнуться на операцию или хотя бы на облучение - так нет же, нет. И не случайно ведь наша Дума уже столько лет собирается принять закон против коррупции, да все не решается.
Так вот на острие какой отчаянной борьбы оказалась сегодня Федеральная миграционная служба. И надо ли объяснять, какое великое сопротивление приходится преодолевать руководству ФМС, в том числе в своих собственных рядах, состоящих, как известно, в основном из людей в милицейских погонах, менталитет которых известен. "Как изменить карательный менталитет наших сотрудников - это та мысль, с которой просыпаюсь утром и с которой засыпаю по ночам", - признавался мне директор ФМС Константин Ромодановский, когда прошлым летом мы ездили вместе в командировку в Ярославль. А теперь его заместитель Вячеслав Поставнин, отвечающий за трудовую миграцию, на каждой встрече с экспертами (он регулярно собирает небольшую группу ученых и представителей общественности, чтобы посоветоваться, как лучше действовать в нынешних экстремальных условиях), говорит о тех же "менталитетных" заторах. Цитирую по записям в моем блокноте.
"...Да, изменились законы, но не могут же так быстро измениться чиновники... Дурная правоприменительная практика способна вывернуть наизнанку самый лучший закон... Новое законодательство о миграционном учете позволяет наконец-то разорвать законодательную связь регистрации с жильем. Регистрационный учет - это привязка только к адресу, а не к жилью. Пожалуйста, регистрируйся хоть по месту работы, хоть у знакомого, хоть по адресу общественной организации, ты, мигрант, - свободная личность. А прежний закон предъявлял к приезжим нереальные требования: зарегистрироваться можно было только там, где на каждого проживающего приходится не менее 12 метров жилья. Будто все местные в таком уж просторе у нас живут... И это было для большинства мигрантов непреодолимым препятствием. И получалось, что сам закон методично "изготавливал" нелегалов... В нашем новом законе нет никаких запретов, и мы больше не позволим чиновникам издеваться над людьми... Я считаю, что показателем хорошей работы миграционной службы должно быть не количество оштрафованных и депортированных, а, наоборот, количество легализованных мигрантов. Ведь известно же, что самый эффективный способ борьбы с нелегалами - это легализация... И мы будем строго наказывать тех сотрудников, которые по старинке гоняют мигрантов по кругу, ведут фактически против них бюрократический террор. А цель-то известна: не мытьем, так катаньем выдавить взятку... Директор ФМС молниеносно реагирует на такие сигналы..."
У Поставнина, как известно, то и дело берут сегодня интервью. Но, к сожалению, не часто спрашивают о главном, что у него болит и составляет сегодня позитивный смысл деятельности ФМС. Зато приходится Вячеславу Александровичу нередко оправдываться за введение тех сомнительных новшеств, которые инициировали другие ведомства. Например, объяснять странную квоту для трудовых мигрантов - 6 миллионов (что это за "квота", если скорее всего к нам приедет гораздо меньше соотечественников?) определила не ФМС, а министерство Зурабова. А вот взбудоражившая всю прессу идея "зачистки" рынков от всех иностранцев принадлежит, оказывается, минсельхозу. Наверное, все изобретатели новшеств хотели "как лучше", но теперь шишки за "как всегда" летят только в ФМС. Несправедливо, конечно. Хотя в том хаосе очередей и неразберихи, которые, очевидно, были неизбежны в первый разведочный месяц, у ФМС множество своих просчетов и ошибок. И главная вина руководства ФМС, думаю, в том, что заранее не провели мониторинга, не организовали целенаправленной информационной кампании, как это делается во всех цивилизованных странах перед введением нового законодательства.
И получается теперь, что миграционные чиновники не знают толком своих обязанностей. Разовые семинары для региональных руководителей, проведенные в декабре, не могли, конечно, просветить всю армию с "упирающимся" менталитетом. Ну а мигранты, приезжающие из стран СНГ, совсем уж не знают своих новых прав. "Я им объясняю уведомительный порядок по-русски, по-таджикски, даже по-шугнански, а они все равно не могут поверить в то, что теперь закон предоставляет мигрантам такую степень свободы", - рассказывает Гавхар Джураева, руководитель информационно-правового центра "Миграция и закон". С ее доклада о заторах в реализации нового законодательства начинается теперь каждая встреча экспертов у Поставнина.
Да, проблем у ФМС сегодня уйма. Пожалуй, самая тревожная - появление хищных стай посредников, которые подстерегают и грабят мигрантов на каждом шагу. Пользуясь их правовым невежеством и многочасовыми, а первое время в Москве многодневными очередями, посредники предлагают, например, срочное изготовление пластиковых карточек с разрешением на работу. Берут за "услугу" до 12 тысяч рублей, а потом оказывается, что это фальшивка.
"Масса народа вынуждена сегодня бросать работу, тратить последние дни, чтобы прокатиться за границу и тут же вернуться обратно в Россию. Едут куда поближе - в Украину, Молдову, Казахстан и порой в Турцию", - рассказывает Гавхар. Это для того, чтобы получить при пересечении границы новую миграционную карту. Без нее, пусть ты уже много лет живешь и работаешь в России, легализоваться и получить разрешение на работу невозможно. "Выедьте, а потом въедьте" - этот механизм легализации давно предлагают своим подчиненным миграционные чиновники. Такая милая игра в кошки-мышки. Но не всем же она по карману, не говоря уж о том, что противоречит самому здравому смыслу. К сожалению, это абсурдное требование "выедьте-въедьте" осталось и в сегодняшнем законе. Так вот, как только катания за миграционными картами стали массовыми, пограничники соседних стран быстро сориентировались и в свою очередь приноровились грабить мигрантов. За миграционную карту, которая должна выдаваться бесплатно, берут по две и более тысяч рублей. Особенно нагло, как показывает мониторинг, проводимый общественными организациями, ведут себя украинские пограничники. С одной многодетной семьи взяли, например, 17 тысяч рублей, буквально довели до нищенства. Иногда денег не берут, становятся в позу принципиальных законников и не разрешают даже ступить ногой на украинскую землю: "Раз у вас нет въездного документа, то езжайте обратно", и потратившийся напрасно мигрант возвращается ни с чем в Россию, попадая фактически в безвылазную западню.
Поставнин говорит: "Мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы новый закон опять делал трудовых мигрантов нелегалами на месте. Хватит мучить людей".
Фактически это покаяние. Дело в том, что те десять (или пять) миллионов нелегалов, словесную борьбу с которыми некоторые политические спекулянты сделали козырной картой своего предвыборного пиара, на самом деле наши вчерашние соотечественники, они въехали в Россию абсолютно законно, по безвизовому режиму, с благой целью - работать там, где местные не хотят, платить налоги и помочь, конечно, своим бедствующим семьям в странах СНГ. А полтора миллиона "нелегалов" - еще раз повторю - приехали навсегда, чтобы помочь нам с демографией, и, в основном, вынуждена подчеркнуть, - это наши русские соотечественники. Так за что же мы их казним? Они же ни в чем не провинились перед Россией, а были выброшены за край правового поля противоречивыми, неоправданно жестокими законами о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан, принятыми в 2002 году. Конечно, Федеральная миграционная служба осознавала лучше, чем кто бы то ни было, вредоносность этих законов, но как исполнительная власть была вынуждена им следовать. И вот поэтому Поставнин зарекается не мучить больше ни в чем не повинных людей.
Тем более что приезжающие к нам соотечественники нужны нашей вымирающей родине как спасение. Кто не знает, что Россия, самая большая по территории страна в мире, теряет по 700 тысяч и более человек в год? Кто не знает, что количество трудоспособных россиян убывает с особой стремительностью и скоро одному работающему придется кормить двух пенсионеров? А кто не понимает, что террористы, наркоторговцы и прочий криминалитет, от приезда которых хотела бы защититься Россия, запасаются и гражданством, и российским паспортом еще до приезда?
Приходится повторять эти риторические вопросы и давно известные истины, потому что сегодня они обретают новую остроту. Известно же, что ни один самый мудрый закон не заработает, останется бумажной мечтой, если общество не осознает, не примет его как свою собственную потребность. И здесь просветительская миссия прессы столь важна и ответственна, что мы, журналисты, действительно можем сыграть роль четвертой власти.
Так вот, с сожалением приходится отметить, что большинство СМИ, муссируя тему миграции, вместо того, чтобы повлиять на ксенофобские настроения в нашем обществе, наоборот, весело- беззаботно подливают масла в тлеющие костры ненависти к "понаехавшим".
Так случилось, что в последние десять дней меня трижды приглашали на различные телешоу, которые вроде бы вознамеривались обсуждать новое миграционное законодательство. Но каждый раз разговор скатывался на обсуждение горячей темы пустеющих рынков, а объяснить смысл новых прогрессивных законов времени не хватало. Я уж зареклась было ходить на ТВ, но когда позвала Кира Прошутинская в свою популярную передачу "Народ хочет знать", отказаться было невозможно, ведь народ действительно должен знать хотя бы ту очевидную истину, что мигранты - не обуза, а благо для России. Увы! - с первого же вопроса я почувствовала, что попала не туда. Главный вопрос был поставлен так: "Кого в большей степени защищает новый закон о миграции - местное население или мигрантов?". Уже одно это противопоставление провоцировало враждебность настроя у представителей "народа", приглашенных на передачу. Кстати, ни одного мигранта в студии не было. И хотя известный ученый-демограф Анатолий Вишневский пытался было повернуть разговор в разумное русло: нельзя, мол, все проблемы экономики, демографии и миграции сводить к разговору о рынке: "Все-таки Россия не базар", но ученого не услышали. И было опять "дежавю".
Нет, все-таки я продолжаю верить, что наша журналистика не совсем уж растеряла унаследованную от русской литературы традицию защищать униженных и оскорбленных. Мне кажется совершенно очевидным, что помочь словом реализации новых либеральных законов, с которых, возможно, начнется в России разумная, привлекательная для наших соотечественников-мигрантов политика, - это дело профессиональной чести для любого журналиста. Тем самым мы защитим одновременно и мигрантов, и "коренных", и, главное, будущее самой нашей России.