За комментариями "РГ" обратилась к председателю Комитета Государственной Думы по охране здоровья Татьяне Яковлевой.
- Внесены изменения в часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Отныне разрешено производить их забор и заготовку не только в государственных учреждениях здравоохранения, как было определено ранее, но и в муниципальных.
Дело в том, что когда в 1992 году вступил в силу Закон "О трансплантации...", муниципальных учреждений в России не существовало. Учреждения, ныне существующие как муниципальные, были отнесены к категории государственных. Из-за отсутствия соответствующей нормы относительно таких учреждений вставал вопрос о правомерности действий по изъятию органов у умерших в учреждениях этой категории.
Это нередко приводило к трагедиям. Так, в Российской детской клинической больнице многие дети, нуждающиеся в пересадке почки, находились между жизнью и смертью. В Московской области, где в 50 лечебно-профилактических учреждениях, являющихся муниципальными и поставляющих донорские органы в детскую клиническую больницу, остановили работу по забору органов у доноров-трупов. Виной тому протест прокурора Московской области от 20.04.2006 года на приказ министра здравоохранения правительства Московской области "О мерах по совершенствованию трансплантации почки населению Московской области".
Как сказано в протесте, "в нарушение норм закона" было разрешено производить изъятие трупных почек для трансплантации в муниципальных учреждениях здравоохранения Московской области. Потребовалось вмешательство Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Был издан приказ министра здравоохранения Московской области, который устранил препятствия для трансплантации почек детям в Российской детской клинической больнице.
Отсутствие законодательного регулирования в части регламентации учреждений здравоохранения, в которых производится забор органов и тканей, привело к тому, что в стране резко снизилось количество пересадок почки. Если до возникновения вышеуказанного юридического дисбаланса в НИИ трансплантологии и искусственных органов в год проводилось до 400 трансплантаций, то в прошлом году их было проведено всего 10.
Больные, ожидающие пересадку, вынуждены постоянно находиться на гемодиализе, что отнюдь не способствует улучшению здоровья. Кроме того, диализ - процедура не из дешевых. Увеличение диализных больных тяжелым бременем ложится на бюджет здравоохранения.
Внесенные в закон поправки спасут тысячи жизней. Похоже, пошел процесс осознания значимости трансплантологии. Но такое осознание дается не просто. Лишь в конце прошлого года была поставлена - хочется надеется, что окончательная - точка в так называемом деле врачей-трансплантологов. Оно тянулось с 11 апреля 2003 года. За это время количество операций по пересадке органов сократилось в нашей стране более чем в три раза. Врачи боялись повторения ситуации, которая произошла в 20-й московской больнице, когда в операционную ворвались сотрудники милиции и задержали медиков "на месте преступления". Несколько лет ушло на то, чтобы доказать: преступления не было.
Наш комитет считает, что проблема донорства и трансплантации органов и тканей должна решаться комплексно. Мы хотим, чтобы была создана соответствующая федеральная программа "О трансплантации органов и тканей". Нужен координационный центр, который станет отвечать за создание единого регистра доноров и реципиентов. В программе следует предусмотреть создание банка донорских органов. В ней должны быть заложены средства на финансирование санитарно-просветительной работы среди населения. Общество должно осознать: донорство органов и тканей, развитие трансплантологии - проблемы, которые могут коснуться каждого.