Чтобы избавиться от пожилых сотрудниц, на работе ввели дресс-код

С сегодняшнего дня на одном из крупнейших предприятий Благовещенска ввели дресс-код для сотрудниц: на службу они должны являться после посещения парикмахерской и мастера по маникюру. Причем, эти услуги женщины должны оплачивать из собственных средств. Персонал уверен — руководство предприятия таким образом хочет выжить их с рабочего места. Дело в том, что практически всем сотрудницам уже далеко за тридцать лет, а дирекция предприятия объявило курс на «омоложение» персонала. По словам работников организации, их директор заявил, что молодые, перспективные и красивые сотрудницы — это лицо компании, а тем, кому за сорок, корректно предложили уволиться.

— Естественно, нам идти некуда, вот мы и продолжаем работать, — говорит одна из работниц предприятия, не пожелавшая называть своего имени. — Тем не менее наш штат постепенно сокращают, из двухсот женщин от 40 до 50 лет осталось в два раза меньше.

Сегодня уже никого не удивишь подобными действиями руководства, тем не менее абсурдность этого новшества заключается в том, что многие сотрудницы организации работают с клиентами только по телефону. Женщины сами не прочь хорошо выглядеть, но их зарплата в шесть-семь тысяч рублей не позволяет даже раз в месяц посещать салон красоты, где услуги профессионального парикмахера оценивают от 1,5 тысячи рублей, а ежедневная укладка стоит от 400 рублей.

— В прошлом году мы написали обращение в наш головной офис во Владивосток, где указали и размер нашей зарплаты, и то, что мы не сможем таким образом поддерживать имидж предприятия, — жалуется сотрудница. — Нам всем сделали выговор, а двух организаторов обращения попросили написать заявление на увольнение по собственному желанию.

Как отмечают специалисты областного управления службы занятости, в основном работу ищут люди старше 40 лет. Работодатели открыто говорят, что не хотят брать на производство людей старше 35 лет. В заявках о вакансиях, которые они приносят в центр занятости или в агентства по трудоустройству,  нарушаются Трудовой кодекс и права человека, указывая ограничения по возрасту.

По словам начальника отдела трудоустройства и специальных программ управления государственной службы занятости населения областной администрации Владимира Седых, единственное, что они могут предпринять, — обратиться к работодателю с просьбой не указывать ограничения в возрасте.

Сегодня на рынке услуг востребованы рабочие специальности: машинисты, грейдеристы, продавцы и младший медицинский персонал. Исключение по возрасту делают для юристов, экономистов и бухгалтеров. В таких профессиях возраст, как правило, не помеха, а большой стаж приветствуется. В основном же руководители больших и малых предприятий требуют сотрудников до 35 лет, особенно когда набирают менеджеров, секретарей или другой обслуживающий персонал.

Жительница Благовещенска Любовь Бобко, проработав в акционерном обществе главным специалистом больше двадцати лет, попала под сокращение. Ей было 48 лет.

— Я больше года искала работу, — рассказывает Бобко, — согласна была даже на место продавца или кассира. Но все работодатели мне говорили: извините, но молодая симпатичная девушка продаст мою продукцию лучше и быстрее, чем бабушка. В центре занятости мне предложили работу продавца в сельской местности, но менять местожительство я не хотела.

Удача улыбнулась

Любови Бобко — несколько месяцев назад она с большим трудом устроилась почтальоном в отделение связи.Работодатели настроены критично в отношении пожилых сотрудников.

— Зачем мне такие сотрудники?! — удивляется Виталий Сладков, директор фирмы, занимающейся компьютерными сетевыми технологиями. — В нашем деле опыт — это, конечно, хорошо, но еще нужны ум, изворотливость, быстрота, а у людей в возрасте застой в мозгах. Из опыта знаю, если такой специалист остается без работы, это плохой специалист. Например, у нас есть монтажник, которому за сорок, но он такой профессионал, что исправляет даже мои ошибки. Именно такой человек без работы не останется.

Сегодня никто не скрывает, что в нашей области есть так называемая возрастная дискриминация: работник в трудовых отношениях выступает как слабое звено, поскольку условия его труда определяются работодателем. Труднее всего устроиться женщинам в возрасте после 40 лет, имеющим высшее образование.Не отрицают возрастную дискриминацию и специалисты кадровых агентств. По словам одного из них, Юлии Селиверовой, из числа их клиентов-работодателей 70 процентов требуют исключительно молодых специалистов и только 30 процентов иногда соглашаются взять людей старше 35 лет.

— У нас даже бухгалтеров и юристов требуют молодых, но со стажем работы от года до трех лет, — говорит Селиверова.Что делать в такой ситуации людям, ищущим работу, старше сорока лет? Как правило, в суды они не обращаются, так как доказать факт отказа в работе именно по возрастному ограничению очень тяжело.

мнение

Татьяна Калиниченко, судья благовещенского городского суда:

— Как правило, за свои права на работу люди еще не научились бороться. К нам еще никто не обратился с проблемой, что его не берут на работу по возрастной дискриминации. Ведь для этого необходимо, чтобы работодатель дал письменный отказ о приеме на работу с указанием причины. А это уже из области фантастики. Да и пока будут длиться судебные разбирательства, работодатель найдет на вакантное место другого, более молодого сотрудника, а согласно Трудовому кодексу, уволить его уже нельзя.