14.02.2007 00:06
    Поделиться

    Питьевая вода в Дагестане не соответствует стандартам

    — Мониторинг показал, что в подземных водах Терско-Кумского бассейна отмечается повышенное содержание мышьяка в концентрациях, превышающих предельно допустимые уровни в пять — десять раз, — заявила руководитель республиканского управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Элеонора Омариева на выездном заседании комитета Госдумы РФ по экологии, проведенном в начале месяца в Махачкале. — Более 300 тысяч человек в республике использует питьевую воду с повышенным содержанием мышьяка, а он относится к веществам, обладающим как канцерогенным, так и общетоксическим действием.

    Выявлена связь между качеством воды, содержащей повышенные концентрации мышьяка, и высоким уровнем неинфекционной заболеваемости, в том числе болезнями крови и кроветворных органов, мочеполовой системы, онкологическими заболеваниями. Около 80 процентов водопроводов в республике подают воду с содержанием фтора менее 0,5 миллиграмма на литр, а это обусловливает высокую заболеваемость населения кариесом, особенно у детей до 14 лет. Результат — распространенность кариеса в республике достигает 90 процентов населения.

    Ситуацию, по мнению присутствовавших на встрече ученых, усугубляет еще и повышение уровня моря, начавшееся два десятка лет назад. Экологии республики уже нанесен огромный ущерб: из-за перепада уровня воды полностью выведены из строя очистные сооружения Дербента и Избербаша, в итоге ежесуточно более 300 тысяч кубометров неочищенных канализационных стоков попадает в море.

    — Напорный коллектор с насосными станциями, подающими стоки на очистные сооружения, был выведен из строя еще в 1994 году. Эксплуатация очистных сооружений прекратилась, и теперь сброс осуществляется напрямую в Каспийское море, — проиллюстрировал ситуацию на примере своего города мэр Дербента Феликс Казиахмедов. — Это ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку на побережье и снижает привлекательность нашего региона с точки зрения рекреационных и лечебно-оздоровительных нужд.

    Состояние флоры и фауны Каспия выглядит критическим даже сейчас, когда не работает большинство добывающих и перерабатывающих предприятий республики. Что же произойдет, когда начнется активная разработка углеводородных ресурсов прибрежного шельфа? Ученые настаивают на безусловном применении методики так называемого «нулевого сброса», при котором в море не попадает ни капли отходов нефтедобычи. Ознакомившись на месте с обстановкой, депутаты были вынуждены с этим согласиться и обещали инициировать подготовку соответствующих законопроектов.

    — Каспийское море является общим морем для пяти государств, и это наша общая забота, — заметил на встрече с дагестанскими коллегами глава думского комитета Владимир Грачев. — Я приветствую идею узаконить «нулевой сброс», впервые примененный на Каспии российскими нефтяниками. По территории республики проходит система нефтепроводов Махачкала — Тихорецк — Новороссийск, а это более 2,5 миллиона тонн нефти в год. Нужно снижать экологические риски и при добыче, и при транспортировке. В южном Дагестане собираются открывать рудник по добыче медных руд. Это должно быть сделано не в ущерб природе, рекам, которые нужны и сельскому хозяйству, и людям как источник питьевой воды.

    Для дотационной республики каждый новый промышленный объект — завод, перерабатывающий комплекс, буровая скважина — еще одна возможность пополнить региональный бюджет и создать занятость для сотни рабочих рук. Но, учитывая слабость имеющихся очистных сооружений, а иногда и полное их отсутствие, любой такой объект является угрозой для природы Дагестана.

    Как посетовал председатель Народного собрания республики Магомедсалам Магомедов, право самостоятельно решать экологические проблемы республике уже делегировано, но полномочий и, главное, финансовых возможностей для этого у Дагестана до сих пор нет. Одна только замена вышедших из строя водоочистных сооружений сопоставима с размером республиканского бюджета, поэтому дагестанские парламентарии и ученые-экологи рассчитывают на финансовую помощь из центра, а также на принятие ряда федеральных законопроектов, которые определят статус наиболее важных с точки зрения экологии объектов республики (как национальный парк на реке Самур). Депутаты Госдумы пообещали дагестанским коллегам в кратчайшие сроки решить вопрос о придании парку статуса заповедника, а также ходатайствовать о 80-процентном участии федерального бюджета в финансировании объектов водоснабжения и водоочистки.

    Область выведут на чистую воду

    Завтра в Ростовской области начинается масштабная проверка работы органов исполнительной власти региона и глав муниципальных образований в сфере решения проблем водоснабжения. Ее будет проводить контрольный департамент полпредства президента в ЮФО.

    Об этом говорилось на совещании в администрации области, прошедшем накануне под председательством вице-губернатора Ивана Станиславова.

    — В 2003 году в Ростове на заседании президиума Госсовета, где обсуждались состояние и перспективы развития водохозяйственного комплекса страны, президент Владимир Путин обратил внимание участников на ключевые направления модернизации водного хозяйства: проведение анализа системы государственного управления водным хозяйством и освоение водосберегающих технологий, — напомнил собравшимся руководитель департамента Сергей Сучков. — Кроме того, президент дал поручение разработать в регионах комплекс мер для организации водоснабжения населения и приведения в порядок гидротехнических сооружений. Проверка, которую мы будем проводить, является логическим продолжением этой работы.

    По словам Сергея Сучкова, число жителей Ростовской области, обеспокоенных ситуацией с водоснабжением, уменьшилось с 28 процентов в 2003 году до 23 процентов в 2006-м. Об этом говорят итоги социологического опроса.
    — В то же время в отдельных городах число недовольных еще очень велико, — заметил Сучков. — В Зверево, к примеру, оно достигает 90 процентов, в Ремонтненском районе — 72 процентов.

    На водопроводах области происходит около 22 тысяч аварий в год. Главная причина — ветхость. В одних районах сети изношены на 50 процентов, в других, преимущественно шахтерских, — на 60 процентов. А каждый третий литр воды, по подсчетам специалистов, уходит в никуда (из-за протечек). Вдобавок ко всему почти в половине сельских населенных пунктов до сих пор нет централизованной системы водоснабжения.

    Отдельный вопрос — качество воды.

    — В наиболее перспективных регионах переходят на более современный способ очистки — озонирование. В Ростовской области до сих пор хлорируют, так как большинство очистных сооружений здесь были построены еще в 1950-1970-е годы и не позволяют использовать современные технологии, — констатировал Сучков.

    Большая проблема с применением подземных вод, треть которых используется для питья. Значительное число месторождений эксплуатируется без соответствующих документов. Часто на этих водозаборах работают производители бутилированной воды, которая потом продается в магазинах под видом чистой.

    Специалистов беспокоит и вода, которая поступает в Ростовскую область из соседних регионов: Калмыкии, Волгоградской области, Ставропольского края, а также Украины. Об этом во время своего недавнего визита в донскую столицу говорил и заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь. Он заметил, что города Белую Калитву и Каменск-Шахтинский, получающие воду из реки Северский Донец, нужно срочно переводить на другие источники водоснабжения.

    — В Северском Донце прослеживается постоянное превышение предельно допустимых концентраций по сульфатам, меди, железу, алюминию, натрию, магнию, фосфору, — сообщил Митволь. — На состоянии реки негативно сказывается присутствие выше по течению крупных украинских химзаводов.

    Справка «РГ»

    Процент проб воды, не отвечающей требованиям по бактериологическим показателям, в ряде районов Дагестана составляет 30-90 процентов: в Ахтынском районе — 55,2 процента, в Казбековском — 50,7, в Новолакском — 50,6, в Левашинском — 48,0.

    Поделиться