- Александр Иванович, есть ли у вас приоритетные направления в выборе занятий? Или для вас все важно - и актерство, и продюсирование, и президентство в двух совершенно разных организациях?
- Мы только что закончили съемки кинокартины "Мальтийский крест". Это современный фильм жанра "экшн" - история прибытия в Москву великой княгини с наследником, которых похищают. А приезжает княгиня в Россию, чтобы принять участие в выставке раритетных вещей, среди которых есть Мальтийский крест - известная награда, которая в свое время была вручена российскому императору Павлу I. Этот орден разыскивают и несколько негодяев. Они, чтобы заполучить Мальтийский крест, похищают мальчика. Во время съемок его крадут прямо на глазах каскадеров, они включаются в эту историю, чтобы спасти ребенка, с этим связаны все приключения, трюки, погони. Впервые в своей работе я использовал компьютерную графику. Режиссер картины Николай Попков - это его дебют в режиссуре. У меня в картине одна из главных ролей - я играю каскадера, она перекликается с "Крестоносцем", истории очень похожи.
- А какая работа проводится вами в спортивном направлении?
- Я возглавляю Национальную федерацию каратэ России и Российскую кинологическую федерацию. В феврале будем проводить крупнейшую в Европе выставку, в ней примут участие около двухсот тысяч участников.
- В смысле собак, а хозяев сколько?
- Ну, хозяев может быть и больше. Приедут более сорока экспертов, в том числе из-за рубежа. Из Беларуси ждем замечательного эксперта Анатолия Жука, он возглавлял Белорусскую кинологическую федерацию. Мы с ним давно общаемся, его приглашают на наиболее значимые кинологические выставки мира...
- Ваши связи с бывшими республиками Советского Союза сохраняются?
- Да, конечно. Жалко, что большая страна распалась таким печальным образом. Этого нельзя было допускать в том варианте, в котором все произошло. По моему разумению, надо было учитывать экономические интересы всех государств, продолжать эти связи, а не разрушать их. Все наши проблемы, наверное, от непонимания и желания быть первым хоть в своем уезде. Лично я чувствовал себя хорошо и в прежнем Союзе, а сейчас у меня появилось больше возможностей. Если говорить конкретно о Беларуси, мне эта страна интересна, собираюсь туда съездить.
- Давайте вернемся к нашим четвероногим друзьям. Разведением и дрессировкой служебных собак занимаются не только кинологи?
- Не только, но и МВД, пограничники, ФСБ, МЧС - мы с этими государственными службами контактируем, помогаем им, когда есть необходимость - общаемся, сотрудничаем. В основном их подопечные не для выставки, а для работы. Российская кинологическая федерация существует больше десяти лет, пять из них я занимаюсь этим делом.
- Помимо проблем собаководов вас еще привлекают и боевые искусства?
- Боевые единоборства, точнее.
- Сценарий для вашего нового фильма "Мальтийский крест" написан специально для каскадеров?
- Да, сами каскадеры делают это кино, отсюда много трюков.
- Ваша жизнь отличается чем-либо до получившей большую известность "Бригады" и после?
- После "Бригады", что радует, все занятые там актеры стали звездами, востребованы и продолжают сниматься. Мне очень нравится, как работают Дима Дюжев, Катя Гусева. Что касается меня, то моя жизнь после "Бригады" мало чем изменилась.
- Сколько всего фильмов на вашем счету?
- Если считать все фильмы, в которых я принимал участие как актер, каскадер, постановщик, - около двухсот картин. Впрочем, у нас есть ребята, которые снялись в 300 и даже 400 фильмов.
- Какие картины вам запомнились?
- Я был постановщиком трюков в фильме "Человек с бульвара Капуцинов", сам прыгал, скакал на коне... Таких фильмов много: "Тегеран-43", "Асса". Работал с режиссерами с Сергеем Бондарчуком, Аловым, Наумовым, Соловьевым...
- Чувствуете себя эдаким мэтром российского кинематографа?
- Почему мэтром? Но кое-что видел, что-то знаю, умею.
- Скромничаете? Зная съемочную кухню, вам самому интересно смотреть чужие работы? Действо захватывает, или вы каждый раз отмечаете достоинства и недостатки фильмов?
- На некоторых фильмах учишься, какие-то любопытно посмотреть, какие-то - нет.
- А нашумевшие "Дозоры" как сняты, с точки зрения мастера?
- Большая работа была проведена, особенно - связанная с компьютерной графикой, которая впервые по максимуму была использована в российском кинематографе. Не успеваешь задуматься над сюжетом - так много графики. А потом, посмотрев картину, задаешь себе вопрос: а для чего? Трюк ради трюка - это не очень интересно. Если была задача просто показать возможности компьютерной графики, то поздно: американцы нас давно переплюнули. Они уже делают то, о чем мы пока еще и мечтать не можем. Я не вижу смысла в таких фильмах. Фильм должен иметь смысловое значение, чему-то учить. Человек должен задумываться, получать радость от настоящего искусства.
- Довелось слышать мнение: телевидение может или развращать или просвещать - другого не дано. Вы с ним согласны?
- Вы знаете, телевидение уже не хочется смотреть, потому что в основном с экрана идет одурачивание людей. У меня в этом смысле большие претензии к ТВ.
Фото: ИТАР-ТАСС