15.02.2007 03:00
    Поделиться

    Россия и Беларусь продолжат осваивать космос вместе

    В чем суть сделанных корректировок? Что характерно для нынешнего этапа движения Беларуси в космос? Как развиваются отношения белорусских участников космических проектов с российскими партнерами? Об этом наш разговор с заместителем председателя Национального совета по космосу Республики Беларусь, членом-корреспондентом НАН, генеральным директором Объединенного института проблем информатики (ОИПИ) Сергеем Абламейко.

    - Сергей Владимирович, в чем была, на ваш взгляд, необходимость такого "космического совета" у главы государства?

    - Думаю, тут все логично: планы освоения космоса нужно всегда увязывать с политическими, экономическими реалиями. И решения по таким важным проектам, как создание спутника, а тем более заказ его в другой стране, должны приниматься руководством страны. Предложения по космическим работам мы стали готовить сразу после неудачного запуска "БелКА", и вот теперь дан толчок дальнейшему развитию отрасли. Президент еще раз обратил внимание на то, что наши космические проекты должны быть окупаемыми, а выбор вариантов партнерства с другими странами - глубоко проработанным и обоснованным.

    - Какое место в этих планах отводится России?

    - Россия, конечно же, останется стратегическим партнером Беларуси, у нас ведь реализуется совместная союзная программа "Космос-СГ", полное название которой - "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства". Напомню, сотрудничество начиналось с программы "Космос БР" в 1999-2002 годах, нынешняя реализуется с 2004 года. Мы много делаем совместно с россиянами как для Беларуси, так и для России. В частности, создали более 40 объектов новой техники и технологических процессов, в том числе 17 наименований приборов и оборудования (для космодромов, спутников, других объектов) и 16 аппаратно-программных комплексов. Причем наше взаимодействие не останавливалось ни на минуту, несмотря ни на что. Программа четко финансируется, по графику выполняются все запланированные работы.

    - На совещании говорилось о необходимости создания Национальной космической программы Беларуси, не так ли?

    - Да, такая программа создается. Еще год назад по поручению Правительства мы начали разрабатывать ее концепцию, кристаллизовать предложения. Теперь наши наработки одобрены, мы пойдем, что называется, вглубь, в детали. Какие конкретно отрасли космического спектра нам целесообразно развивать? Что считать приоритетами? Какие проекты реализовать в первую очередь и какие - на перспективу? Думаю, ученые разработают программу уже в текущем году, с перспективой лет на 5-10.

    - Планируется создание в Беларуси наземного комплекса управления для работы со спутниками. Будет ли Россия участвовать в таком проекте?

    - Не исключено, что выделим и такое направление в новой союзной программе, о которой я говорил. Теперь у нас есть Центр приема космической информации, причем, как известно, 12-метровая в диаметре антенна создавалась специально для спутника "БелКА" с учетом его форматов, каналов передачи данных и других особенностей. Предполагалось, что белорусским спутником по нашим заданиям будут управлять россияне: отдавать ему команды, корректировать орбиту и т.д. Если мы сделаем свой наземный комплекс, то аппаратами можно будет управлять с территории Беларуси, это будет полностью независимая национальная система. Напомню, на совещании говорилось, что, возможно, со временем на орбите будет работать несколько белорусских космических аппаратов. Перед нами теперь задача: сделать спутник по характеристикам близкий к "БелКА", а на перспективу - и с метровым диапазоном разрешения. Такие спутники, думаю, будут более востребованы на рынке. Новый спутник запланировано изготовить примерно через два с половиной года, а на создание "метрового" отводится 4,5-5 лет. И здесь без российских специалистов нам не обойтись.

    - В апреле прошлого года мы рассказывали читателям "СОЮЗа" о начале разработки "третьей ступени" белорусско-российского взаимодействия в космической сфере - программы "Космос-НТ". Как движется этот проект?

    - К сожалению, медленнее, чем хотелось бы. Белорусская часть предложений по программе, госзаказчиком которой выступает НАН Беларуси, а головным исполнителем - наш институт, давно согласована со всеми министерствами. Уже в начале года мы были готовы вносить проект в белорусский Совмин. Дальше, как известно, нужно решение Совмина Союзного государства, чтобы начать второй цикл согласований. Но наши российские коллеги из Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева (НИИ космических систем), насколько я знаю, застряли в своем Минфине: не могут пройти согласование. Государственным заказчиком, как и в предыдущих программах, выступает Роскосмос. Программа "Космос-СГ" в 2007-м закончится, и весьма важно, чтобы не было перерыва, как между первой и второй программами: это расхолаживает, сбивает творческий ритм. Надеемся, все процедуры удастся соблюсти и финансирование программы "Космос-НТ" начнется уже с 2008 года.

    - Какие проекты, выполняемые белорусской стороной, стоит, на ваш взгляд, отметить на нынешнем этапе реализации союзной программы?

    - Минское ОАО "Пеленг" выпускает эффективную, качественную, сравнительно недорогую целевую аппаратуру, например фотокамеры для спутников. Российские специалисты по достоинству оценили то, что было сделано для "БелКА", уже подписаны соглашения о создании приборов для "Канопуса" - спутника наблюдения, который создают россияне. С прошлого июня на орбите работает российский спутник "Ресурс ДК", и ему готовится смена. "Пеленг" еще делает устройство для проведения оперативных траекторных измерений "Висмутин" для Байконура.

    Одно из направлений в программе "Космос-СГ" - создание навигационной системы, в которой будут задействованы орбитальные аппараты. В России работает глобальная система навигации ГЛОНАСС, предназначенная для определения точной скорости и координат любых объектов на суше, море и в воздухе. Как известно, если установить в автомобиле навигационный приемник, принимающий сигналы системы глобального позиционирования GPS, то в любой момент и водитель будет знать, где он находится, и диспетчер. Автомобиль сегодня может оснащаться цифровой картой, на которой видно его движение. Это весьма удобно и для международных, и для внутренних перевозок. И не только. Частью программы, связанной с навигацией, занимается белорусское СКБ "Камертон", там же отрабатываются все ее элементы - приборы, программное обеспечение. Наш институт делает информационное обеспечение в виде цифровых карт. Кстати, у ОИПИ много заказов на технологии обработки карт, снимков, полученных со спутников, - это направление весьма развито. Изготовленную аппаратуру уже "обкатали" на автомобилях департамента охраны МВД, теперь устанавливают и на транспорте "Белпочты". В странах Евросоюза GPS-приемниками оснащаются легковые автомобили. Со временем любой объект, скажем, в потоке транспорта в белорусско-российском коридоре можно будет моментально обнаружить и идентифицировать.

    - Вы рассказали о некоторых проектах из навигационных, приборных направлений программы. А как насчет поиска полезных ископаемых? Ученые, кажется, обещали "поддержку из космоса" и геологам?

    - Такие работы также ведутся. В Минске создан современный комплекс приема космической информации, оттачивается технология ее обработки с выходом на решение прикладных задач. Этим занимается наш институт, УП "Геоинформационные системы", УП "Космоаэрогеология" НАН Беларуси, министерства и ведомства, заинтересованные в получении наукоемких продуктов. Есть первые результаты. Скажем, на основе космической информации и геолого-геофизических данных специалисты провели оценку территории Оршанской впадины. При этом на площади около 6000 кв. км выделено 8 возможных нефтеперспективных зон. Результаты таких исследований значительно точнее и дешевле, чем при применении наземных методов оценки. Думаю, такой опыт будет интересен и для российских специалистов.

    Поделиться