15.02.2007 00:02
    Поделиться

    Челябинцы все охотнее берут под опеку детей-сирот

    "Мировая бабушка" Копейска

    Маленькая Катюша сделала Ирину на 20 лет моложе. Фото: Вадим Ахметов.Скорее всего, главный акцент будет сделан на преимущества материальные: с 1 января 2007 года увеличен до 4 тысяч рублей в месяц размер ежемесячного пособия, выплачиваемого опекунам. Если учесть выдаваемое единовременное пособие при оформлении опекунства — 9200 рублей, — то опека сегодня становится не только делом почетным, но еще и экономически выгодным.

    Специалисты министерства социальных отношений с уверенностью прогнозируют рост числа опекунов в ближайшее время. Причем если раньше ребенка в основном брали под опеку родственники, то с увеличением выплат на это все чаще решаются и "посторонние" малышу люди. Выбирать между опекой и усыновлением долго не приходится: усыновленный ребенок считается полноправным членом семьи и родитель должен содержать его самостоятельно, без помощи государства. Поэтому из 16 600 детей-сирот 11 909 живут под опекой. Более 4000 — в детских домах и приютах, 760 — в домах ребенка, 99 в приемных семьях. 198 ребят в 2006 году усыновлены российскими семьями, 156 — иностранцами. Кстати, российские семьи впервые за последние годы усыновили детей больше, чем граждане иностранных государств.

    Подобная тенденция и в Копейске. За 2006 год там усыновили только 17 малышей, а под опеку передали 65. Опекунами 59 ребят стали родственники. Но брать под опеку больше восьми детей не может ни один родственник. Коренная копейчанка Татьяна Кошелева постепенно приближается к верхней планке: под ее опекой сейчас пять внуков, а шестого — самого маленького — Татьяна заберет домой в ближайшее время. Их непутевая мамаша, рожая чуть ли не каждый год, в пьяном угаре забыла о воспитании собственных детей. Грязные и голодные, они скитались по улицам или играли возле дома, напоминающего средневековые развалины. Вскоре мать лишили родительских прав, отцу-туберкулезнику детей доверить было нельзя. Так они и попали кто в детский дом, кто на лечение в противотуберкулезный диспансер. Сердце бабушки томилось от невозможности помочь внукам, и она твердо решила, что заменит малюткам мать. Татьяна — истинный пример "мировой бабушки", которая никогда не бросит в беде ребенка и сделает все, чтобы его детство было счастливым. Оформив опекунство, она забрала пятерых внуков домой, в старенькую "двушку", где нет ни газа, ни водопровода, ни канализации.

    — Особых сложностей не возникает... Денег тоже хватает, не жалуемся. Я работаю фасовщицей, получаю семь тысяч в месяц. Теперь еще пособия на внуков будут выплачиваться, так что проживем, — уверяет Татьяна Кошелева. Ежемесячно Татьяна будет получать 20 тысяч рублей, а после оформления опеки на младшего внука в семейный бюджет добавится еще 9200 рублей (единовременное пособие, которое выдается один раз) плюс 4000 рублей каждый месяц. Может быть, тогда, наконец, Татьяна Кошелева сможет уйти на заслуженный отдых и больше времени уделять внукам.

    Обретение семьи

    Опекуны, не имеющие родства с ребенком, встречаются реже. Как выяснилось, люди боятся взять под опеку нездорового малыша, ищут среди детдомовцев малютку с идеальным здоровьем, а таких единицы. Ирина Ботова о прошлом своей подопечной Катеньки ничего не знает и знать не хочет. Какая разница, кем была ее родная мать? Кем угодно, но только не мамой, раз смогла бросить свою дочь. Решение стать опекуном не было для Ирины Ботовой спонтанным:


    — Сначала я долго сомневалась, думала, вдруг не рассчитаю свои силы, ведь воспитывать ребенка мне придется одной. Я рано потеряла мужа, а мы так хотели дочку! К тому же мне очень жалко детдомовских ребятишек!

    Андрей — взрослый сын Ирины — был против младенца в их семье. Но вступать в перебранку с мамой не хотел, поэтому предоставил право выбора ей. Так в конце января мечта Ирины сбылась, и звонкий смех годовалой Катюши внес в дом большие перемены.

    — Я одно Ирине твердила: возьми девчушку постарше двух лет — полегче будет: пеленок не так много… А она говорит, как пришла в дом ребенка, увидела Катеньку — сразу поняла, что вот оно ее долгожданное счастье! — рассказывает бабушка Валентина Ильинична.

    В семье Ботовых все встретили Катю как светлое чудо, даже Андрей, увидев сестричку, удивился, как она похожа на него в детстве! Ползунки, игрушки, пеленки вскружили привычный ход времени и сделали Ирину на двадцать лет моложе, вернули ей приятные воспоминания о рождении Андрея.

    Теперь Катюше не придется обращать на себя внимание громким плачем, как она привыкла делать в доме ребенка, в семье она всегда в центре внимания. В детском саду удивляются привязанности Кати к Ирине: никак не хочет отпускать маму на работу! Работает Ира фельдшером в детской поликлинике Копейска, где зарплату трудно назвать достойной, но на жизнь хватает. У Кати на щечках появился румянец, она хохочет и хлопает в ладошки. И пусть говорить она еще не научилась, а уже всем своим видом кричит миру: "Я счастлива! У меня есть мама!"

    Впрочем, и тем детям, что по-прежнему останутся в детских домах, власти в наступившем 2007 году намерены уделить чуть большее, чем раньше, внимание: депутаты Законодательного собрания намерены привлечь к работе в детских домах и домах ребенка волонтеров из "Красного креста", медицинских колледжей и училищ и общественных организаций. Возможно, что в области появится и служба экстренной психолого-социальной помощи женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и способным отказаться от ребенка.

    комментарии

    Олег Богомолов,  губернатор Курганской области:

    — Сейчас под опекой в Зауралье 3354 ребенка, из них 2774 получают пособие на содержание, в приемных семьях воспитывается 306 детей. Эти семьи также с января получают пособие на содержание ребенка в размере четырех тысяч рублей. В наступившем году в связи с увеличением денежных средств на содержание ребенка в Курганской области предполагается передать на воспитание в семьи около 970 детей, оставшихся без попечения родителей (в 2006 году устроено в семьи около 800 детей).  Приемных семей станет больше, соответственно, детей в детских домах меньше. В Белозерском районе уже 22 приемные семьи. Для сельской местности почти восемь тысяч рублей, которые они получают с начала текущего года, — это нормальные деньги. Необходимо развивать систему устройства детей в семьи, а главному управлению образования отслеживать судьбу таких ребятишек и дальше.

    Татьяна Чиркова,  первый заместитель министра социальных отношений Челябинской области:

    — Думаю, в ближайшем будущем количество опекунов должно возрасти. Но о закрытии детских домов пока говорить рано, на сегодняшний день мы не ставим такой цели. Хотя есть регионы, в которых детских домов стало меньше, — это Калужская и Московская области, Краснодарский край. В Курганской области очень много приемных семей. 

    Галина Белянкина,  главный специалист отдела опеки и попечительства управления социальной защиты населения Копейского городского округа:

    — В Копейске прошла акция "Хочу в семью". В газете "Копейский рабочий" публиковались статьи об отказных детях, сиротах… На них сразу и откликнулись добрые люди: семеро ребятишек нашли своих маму и папу. В основном опекунами становятся родственники сирот, берут детей в свои семьи. Но иногда возвращают обратно в детский дом: не могут справиться с трудным характером ребенка, сказываются гены его горе-родителей.

    Справка "РГ"

    Ежегодно на содержание одного ребенка в детском доме из бюджета выделяется 162 тысячи рублей. С учетом последнего постановления губернатора опекун ежегодно будет получать 48 тысяч рублей, а значит, 114 тысяч рублей останутся в "кармане" у государства.

    Поделиться