Камень-на-Оби на грани скандала — горожане, живущие в зоне строительства железнодорожного моста через Обь, готовы выйти на улицу, чтобы требовать выплаты компенсаций и предоставления нового жилья. Депутатам Каменской городской думы пришлось в срочном порядке обсуждать сложившуюся ситуацию на своем последнем заседании. Парламентарии попросили главу города Федора Найдена отчитаться о ходе исполнения соглашения, заключенного администрацией Камня-на-Оби с Западно-Сибирской железной дорогой, по переселению горожан из зоны отчуждения, а также по использованию финансовых средств, выделенных на эти цели.
Суть претензий жителей, которые были поддержаны и депутатами, сводилась к следующему: согласно соглашению из зоны строительства моста должно быть отселено свыше ста семей, однако часть из них до сих пор не получила ни компенсаций, ни нового жилья и продолжает жить на стройплощадке. Горожане обвиняют администрацию муниципалитета в неэффективном использовании средств, указывая на факты продажи квартир, предназначенных для переселенцев, а также на наличие в списках отселяемых семей «мертвых душ».
Отчитываясь перед местными законодателями, Федор Найден сообщил, что для отселения горожан был построен дом, количество квартир в котором пришлось увеличить с 163 до 210, чтобы разместить всех нуждающихся в жилье. Мэр заявил, что средств, выделенных железной дорогой, на строительство дома не хватило, поскольку фактические затраты составили более 164 миллионов рублей, что на 10 миллионов превысило сумму, перечисленную железнодорожниками.
Западно-Сибирская железная дорога не признает за собой долг и считает заявление главы города Камня-на-Оби Федора Найдена по поводу не перечисленных средств на расселение жильцов необоснованным. В соответствии с подписанным 7 ноября 2005 года Соглашением № 164 между ЗСЖД и мэрией города Камня-на-Оби, денежные средства перечисляются железной дорогой после приобретения городской администрацией для жильцов данной зоны новых квартир и представления ею документальной отчетности. Несмотря на оговоренные условия, руководство железной дороги пошло навстречу нуждам города и приняло решение перечислить необходимую сумму вперед. Но администрация Камня-на-Оби до сих пор не представила отчетности по 8,5 миллиона рублей, полученным на нужды расселения, заявили в службе по связям с общественностью ЗСЖД.
Руководитель аппарата Каменской думы Татьяна Салита сообщила корреспонденту «РГ», что на заседании депутаты высказали главе города ряд претензий, общий смысл которых сводился к тому, что он взял на себя организацию переселения и не справился с этой задачей.
— Обиженные люди пытаются искать защиты в разных инстанциях. На заседании они рассказывали, что их вынуждают переселяться в многоквартирный дом, тогда как некоторые хотят получить компенсации и сами решить, где и какое жилье приобретать. Одна жительница обратилась даже в Страсбургский суд. Она требует от мэрии компенсации и выделения земельного участка. Каменский суд вынес решение в ее пользу, а краевой отменил это решение. Тогда женщина отправила документы в Европейский суд и ее дело уже взято к рассмотрению.
Чтобы разобраться в возникшей скандальной ситуации местные парламентарии решили создать расширенную четырехстороннюю комиссию, в которую вошли депутаты, представители администрации города, железной дороги и жители. К этой работе привлечены и специалисты районного контрольно-ревизионного управления. В течение десяти дней члены комиссии должны изучить финансовые документы, ознакомиться с условиями жизни переселенцев и к следующему заседанию Думы, 27 февраля, дать заключение. Уже сегодня депутаты отправятся в новый многоквартирный дом, чтобы лично убедиться, как размещаются горожане, выселенные из своих домов.
В краевом управлении по транспорту, дорожному хозяйству и связи корреспонденту «РГ» заявили, что не могут вмешаться в ситуацию, поскольку между железной дорогой и мэрией было заключено отдельное соглашение, о котором в администрации края даже не знали.
Кстати
Возведение моста через Обь – один из основных пунктов соглашения о сотрудничестве в 2007 году между РЖД и администрацией Алтайского края. Строительство, начатое в 2006 году, планируется завершить в 2010-2012 годах. Новый мост позволит значительно увеличить пропускную способность Среднесибирского хода, по которому идет основной транзитный грузопоток из Кузбасса в европейскую часть России.