Забастовка на заводе "Форд" во Всеволожске (Ленинградская область) продолжалась ровно сутки. Сейчас конвейер запущен, но, несмотря на это, бастующие намерены возобновить акцию протеста. Правда, менеджер завода по связям с общественностью Екатерина Кулиненко отказалась уточнить, что в настоящее время мешает руководству предприятия и рабочим договориться, отметив лишь, что камнем преткновения является трудовой договор. В частности, именно те пункты, которые в нем должны остаться в окончательной редакции. Действительно, именно этот документ, а точнее его содержание, волнует рабочих и "напрягает" первых лиц завода. Каждая из сторон добивается для себя наиболее выгодных условий, и это неудивительно. Что касается рабочих, они требуют повышения социальной ответственности работодателя, качественного улучшения охраны труда, регламентирования времени и норм труда. Например, заводчан не устраивают сложившиеся проблемы, связанные с отпусками: человек отдохнул две недели, когда ему положен по законодательству месяц, оставшуюся часть отпуска работнику могут не предоставить. Кроме того, один рабочий, пожелавший остаться неизвестным, сообщил "РГ" о том, что не сформулированы нормы дневной выработки: "В один день бригаде ставят задачу сделать 10 кузовов, а в другой - 15..." - сказал он. Рабочие утверждают также, что их беспокоят трудовые гарантии - от перспективы вывода за штат не застрахован никто. В частности, это отказ от труда по кратковременным контрактам, признание и гарантия предоставления рабочего места в случае получения профзаболевания на производстве. Сейчас примерно 10 процентов работников завода трудятся на договоры не с самим предприятием, а со сторонними агентствами, что делает их фактически бесправными. Интересно, что на самом "Форде" опровергли эту информацию, отметив, что все рабочие являются сотрудниками завода и имеют права на все социальные программы. И последнее, рабочие добиваются расширения пакета социальных услуг (предоставление всевозможных льгот и бонусов, компенсаций по содержанию детей в детских садах, занятию спортом и т.д.).
Как рассказал корреспонденту "Российской газеты" Алексей Этманов, председатель профсоюзного комитета завода ЗАО "Форд Мотор Компания", повышение заработной платы работяг волнует в последнюю очередь.
- Конкретные суммы и проценты, на которые мы хотим увеличения суммы оплаты труда, сейчас не обговариваются. Напомним, что в настоящее время работник завода в среднем получает от 13 до 19 тысяч рублей без учета налогов. В настоящее время рабочие добиваются от руководства подписания договора, в котором они прописали интересующие их условия труда.
Штрейкбрехер вне закона
Андрей Карасев,
юрист
- Безусловно, у любого трудового коллектива, включая тот, что работает на заводе "Форд" во Всеволожске, есть право потребовать повышения зарплаты. Другой вопрос, чем оно обосновывается?
Сравнением, сколько рабочий аналогичного предприятия получает в Бразилии или другой стране? Но такой аргумент скорее из разряда эмоциональных. Юридически он ничем не обосновывается. Существует множество факторов, которые в таких ситуациях нужно брать в расчет. Это производительность труда, условия работы, экономическая ситуация в стране, в том числе налоговая политика государства. Словом прямые параллели здесь исключены.
А вот планы менеджмента завода по увеличению выпуска автомобилей относятся к тем безусловным факторам, которые дают право для пересмотра как коллективного договора, которого, кстати, на российском заводе "Форд" не было, так и индивидуальных. И если рост производства планируется не за счет привлечения новой рабочей силы, трудовой коллектив имеет полное юридическое и моральное право требовать улучшения условий труда. И администрация предприятия такое требование фактически признала законным, согласившись на увеличение зарплаты. Другой вопрос, что она не согласилась удовлетворить требование профсоюза в полном объеме. Что и стало предметом торга.
В результате переговоры зашли в тупик. Администрация воспользовалась этим и подготовилась к возможным негативным последствиям забастовки. В частности, дополнительно на работу были приняты 200 человек, из которых сформирована так называемая резервная смена. И здесь возникает вопрос: с какой целью и на каких условиях были приняты эти люди? Если для того, чтобы сорвать забастовку и оказать давление на профсоюз, тогда действия администрации не просто безнравственны, но и противозаконны. В России штрейкбрехерство запрещено.