Евгений Гришковец представил свой новый альбом

Зал был полон - но странно было бы ожидать чего-то иного. Гришковец обладает узнаваемым голосом и индивидуальной интонацией, он балансирует на стыке современного театра и поп- и рок-музыки. Другой феномен такого рода вспомнить сложно. Манера Евгения даже вызывает некоторое привыкание - комбинацию его интонаций, масок, приемов можно смело назвать "стилем Гришковца".

Этот стиль можно попытаться определить как умную ностальгическую романтику, причем если в театральных постановках щемящей ностальгии отдано большее место, то альбомы с группой "Бигуди" ориентированы на более молодежную аудиторию, и тут главная нота - лирика. Главным же остается настроение легкого затуманенного счастья, обнаженных душ и размышлений, которые вовсе не должны приводить к каким-то выводам. Это кухонные разговоры и бытовая философия разговоров по душам, доведенные до градуса искусства. Гришковец радует уже только тем, что не предполагает каких-то умных окончательных выводов и в то же время не имеет ничего общего с пафосом и навязчивостью.

Перед началом выступления Гришковец обещал публике устроить "рок-н-ролл", но это было конечно "красное словцо". Да, премьера официально была названа рок-концертом, но каких-то экстремальных, традиционно рок-н-ролльных поступков на этих мероприятиях не случилось. Хотя новая работа проекта демонстрирует то, что постепенно в дуэте Гришковец - "Бигуди" возрастает роль музыки. Альбом "Секунда" - это скорее музыкальное произведение, нежели простая мелодекламация под рок-группу. Первым "звоночком", оповещавшим об этом направлении развития, стал альбом "Иначе". На нынешней презентации это движение было продолжено - была исполнена программа, основанная на новых композициях, разбавленных старыми и популярными вещами "Вертолеты" и "Настроение улучшилось".

- Ключевая фраза нового альбома: "Устал, но мне не надоело!" - признался корреспонденту "РГ" сам артист и драматург. - Этот альбом - о любви, об одиночестве. Но он ни в коем случае не пессимистичный. Для того чтобы любить, в наше время нужно делать усилия. Это трудно, но интересно, хотя на это уходят все силы. Думаю, именно так живут и чувствуют себя сейчас многие люди в возрасте от 30 до 60.

Композитор группы "Бигуди" Макс Сергеев оформляет полуречитатив Гришковца очень поэтическими и красивыми звуками. Но все вещи по-своему энергичны и захватывающи - и Гришковец, и Сергеев прекрасно знают способы и методы воздействия на публику.

- Я не хочу изображать неумелого артиста, каким я был шесть лет назад, и не буду, - продолжает Евгений. - Я уже оснащенный, уверенный в себе на сцене человек. Точно так же, как если бы сейчас я делал спектакль малооснащенный, совсем скромный, это было бы НЕ ПРАВДА! У меня есть технические возможности делать лаконичный по своему сценическому оформлению, но не дешевый спектакль.

Музыка Сергеева современна и актуальна: это смесь мелодичного софт-рока, лаунжа и других легких электронных стилей. Причем от альбома к альбому увеличивается доля гитарных и акустических фрагментов. Важны также и прекрасные женские подпевки - в стартовой композиции "Улица" поет великолепная Ольга Дзусова. В других важных песенках - "Секунда" и "Ты засыпаешь" - Алена Долбик-Воробей. А в "Зеленых глазах" звучит вокал Татьяны Селиной. В "Песне" образ такого отвлеченного, абсолютного певца создает Ренарс Кауперс - лидер и вокалист латышской группы Brainstorm - чуть ли не самого успешного поп-проекта, созданного на постсоветской территории.

Движение Гришковца на сцене - разговор особый. Он пританцовывает, пришагивает, запрокидывает голову, закрывает глаза. Он создает образ показательно непрофессионального танцора - так танцуют дома, во время дружеских посиделок под любимую музыку. Создается нешуточное ощущение того, что Евгений получает не меньшее удовольствие от своих концертов, равно как и публика. Обмен энергиями, причем хорошими, положительными энергиями, очевиден.

Гришковец не думает "о секундах свысока" - он любуется мелочами и радуется жизни, хотя она не всегда бывает ласкова. Это ощущение реальности, чувства настоящего при этом не мешает ему делать хорошее шоу, соблюдая писаные и неписаные законы эстрадного жанра, - так, в конце концерта, исполняя второй раз старый хит "Настроение улучшилось", он дал публике дополнительный заряд позитива. Он как бы завершил круг, начатый стартовой "Улицей" с урбанистическим кличем-призывом "Здравствуй, город!" Гришковец смог передать в своих произведениях дух эпохи - что-то такое напоминающее "Я иду, шагаю по Москве". Но - в наши дни.