Парламент также запретил установку или экспонирование в общественных местах памятников, монументов и прочих сооружений, превозносящих исторические личности, которые в массовом порядке уничтожали эстонский народ или осуществляли масштабное разграбление исторических мест Эстонии. Под такими личностями в Эстонии подразумевают прежде всего русского императора Петра I, памятник которому собирались установить в Нарве и против которого неоднократно выступал премьер-министр Андрус Ансип.
За принятие данного законопроекта в третьем, окончательном чтении проголосовали 46 депутатов из 101, 44 были против, воздержавшихся нет. Остальные депутаты в голосовании не участвовали.
"Чтобы провалить закон, нам не хватило двух голосов. Татьяна Муравьева и Сергей Иванов, которые все время выступали в защиту памятника, в последний момент смалодушничали и голосовать не стали", - заявил корреспонденту "РГ" депутат эстонского парламента Владимир Вельман, назвав их трусами и предателями.
Как стало известно "РГ", Муравьева вышла в коридор в самом начале голосования. А Иванов надолго уехал в командировку в Страсбург и ничего не сделал для того, чтобы приехать на решающее чтение закона.
"Оба депутата знали, что их голоса могут в корне изменить ситуацию. Мне стыдно и неприятно о них говорить", - заключил Вельман.
Нам не удалось дозвониться до Муравьевой, чтобы услышать ее объяснения. Она весь день не отвечала на телефонные звонки. А Иванов в интервью "РГ" долго и туманно говорил о своей важной командировке. Однако он так и не ответил на вопрос, какие важные вопросы он решал в четверг в Страсбурге и почему не вылетел в Эстонию, где его присутствие действительно было необходимым.
Тем временем представители фракции "Республика" не скрывали своей радости. В коридорах парламента царила эйфория. Однако, по мнению экспертов, депутаты радуются преждевременно. По действующим в Эстонии нормам закон должен быть одобрен президентом республики, а действовать он начнет лишь на следующий день после публикации текста закона в государственном вестнике правовых актов.
Однако президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес уже заявил, что не будет подписывать закон "О сносе запрещенных сооружений". Так как он противоречит конституции по нескольким пунктам. Более подробные объяснения он пообещал представить после того, как документ в официальной форме поступит в распоряжение президентской канцелярии.
Не смотря на это, депутаты намерены настоять на своем и снова направить закон в президентскую канцелярию без изменений. Конец препирательствам положит государственный суд страны.
Чтение закона "О сносе запрещенных сооружений" обещает войти в историю страны как самое поспешное и политизированное принятие общественно важного закона. Чтения были громкие и скандальные и проходили с промежутком в один день. Спешка объясняется тем, что на 4 марта в Эстонии намечены парламентские выборы. Эстонские депутаты и политики всеми силами стараются завоевать себе дополнительные голоса. Для этого они выбрали старую, проверенную временем тему "советской оккупации", за счет которой многие эстонские министры сделали себе блестящую карьеру.
"Мы надеемся, что дикарям-политикам не удастся снова прорваться в парламент. Их не поддержит бизнес, который теряет огромные деньги из-за обострившихся отношений с Россией. Против них выступит также русскоязычное население", - заявил Вельман.
Эстонские центристы убеждены: неконституционный закон может спровоцировать нестабильность. "Законопроект некомпетентен как с юридической, так и политической точки зрения. Он вызывает межнациональную вражду, напряжение в обществе", - отметил представитель партии Центра Айн Сепик.
Европу, однако, похоже, не сильно беспокоит законодательная инициатива эстонского парламента. Евросоюз никак не отреагировал на приятный в Эстонии закон. Только отдельные страны решились высказать свое отношение.
К примеру, в Бельгии проблема героизации фашизма в Эстонии была вынесена и на заседание Комиссии по иностранным делам Палаты представителей парламента. Президент Международной федерации участников движения Сопротивления Мишель Вандерборгт выразил возмущение действиями эстонских властей от имени европейских ветеранов Сопротивления премьер-министру Эстонии Андрусу Ансипу. С резкой критикой закона "О сносе запрещенных сооружений" выступили Германия, Италия и Ватикан.
Председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден выразил сожаление в связи с принятием в Эстонии закона, позволяющего сносить памятники советским солдатам. Он отметил, что ПАСЕ решительно выступает против попыток реабилитации нацизма и героизации войск СС.
Однако генсек Совета Европы Терри Дэвис соблюдает спокойствие. "Главное, оставаться спокойными", - заявил он, подчеркнув, что он не понимает из-за чего такие эмоции. "Я бы понял, если бы речь шла о каком-то большом танке, а это просто идеализированная фигура солдата", - отметил генсек. "Я лично памятник не видел, но мне показали его фотографию", - добавил он.
Справка "РГ"
Закон о "О сносе запрещенных сооружений" противоречит конституции Эстонии. В чем именно заключаются противоречия, корреспонденту "РГ" объяснил политолог профессор Тартуского университета Калле Меруск:
- Во-первых, закон противоречит конституционному принципу разделения властей. Парламент не имеет права по единоличному вопросу, в частности по вопросу сноса памятника, навязывать правительству свое мнение. Парламент вырабатывает только общие рамки поведения. А правительство само принимает решение в рамках принятых правовых норм.
Во-вторых, положение закона, который гласит: "префект полиции должен запросить решение суда по поводу сноса памятника", в корне противоречит конституции. Поскольку суд не должен рассматривать этот вопрос, так как он не является правовым спором, суду в данном случае навязывается чисто административная функция.
В-третьих, закон не определяет четких критериев памятников, которые подлежат сносу. Без них исполнительная власть не сможет определить, какой монумент следует убрать из города.