Но слово "наши" совсем не означает, что эта земля принадлежит гражданам России и они беспрепятственно могут использовать ее для обеспечения своей жизнедеятельности. Подавляющая часть лесных земель является собственностью государства. И именно оно в лице государевых чиновников устанавливает правила ее использования, к сожалению, не учитывая особые условия предназначения земли, на которой живут граждане. Например, использование земельных участков под кладбища.
Несколько десятков лет тому назад безо всяких бюрократических проволочек вблизи населенных пунктов были выделены земельные участки под места захоронений. Но настало время, когда эти земельные участки заполнились, возникла необходимость выделения новых мест для кладбищ. С годами изменилось законодательство, стало больше порядка в выделении земельных участков для пользователей, стал жестче земельный и природоохранный контроль, повысились требования к охране "наших лесов и полей".
В соответствии с действующим законодательством выделение земельных участков под кладбища - дело дорогостоящее, процедура оформления земли длительная. Необходимо изыскать нужный земельный участок, заказать проект обустройства кладбища, пройти многочисленные согласования и экологическую экспертизу. Если вдруг окажется, что на выбранном месте геологическое строение земли не соответствует экологическим требованиям, предстоят новые поиски земельного участка и, естественно, дополнительные финансовые затраты.
Далее, может оказаться, что этот участок земли расположен на территории государственного лесного фонда, причем в лесах первой группы, то есть в зеленой зоне промышленного города. И вновь долгие хождения по кабинетам для оформления нужных бумаг по переводу лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, то есть для размещения муниципального кладбища. В соответствии с Правилами расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 647 от 17 ноября 2004 года, плата за перевод земель составляет десятки миллионов рублей. Где их взять муниципалитету? В разы меньше от необходимого минимума закладываются в местные бюджеты деньги на текущий ремонт муниципальных дорог и дворовых проездов. Урезать расходы местного бюджета по иным статьям невозможно. Так где искать деньги для выкупа земли под кладбище?
Выход есть. Надо лишь в указанное выше постановление Правительства РФ N 647 срочно внести поправку, которая позволит свести к нулю плату за земли под кладбища. Для этого и нужно-то всего в пункте 6.1 Правил расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, после слов "в целях организации историко-культурных заповедников федерального значения" дополнить словами "и муниципальных кладбищ".
Муниципальные кладбища являются особо охраняемыми территориями и объектами. Функционируют места захоронений десятки лет, а значит, их территории по мере освоения остаются лесопокрытыми территориями, не наносящими ущерб экологии. Нельзя кладбища ставить в один ряд с промышленными объектами.
Депутаты муниципального образования городского округа "Ухта", наивно полагая, что земля с ее лесами и полями должна служить гражданам, проживающим на ней, направили в адрес Правительства Российской Федерации свое решение с предложением внести дополнение о муниципальных кладбищах в соответствующее постановление.
Ответ, пришедший из МПР России, указал на заблуждение депутатов: земля не для граждан, а для федерального бюджета. То есть МПР России не поддерживает предложение Совета городского округа "Ухта".
Новый закон по старым правилам
Действительно, для небольшого муниципального образования плата за перевод земель - непосильная ноша, и если даже оно и взвалит ее на себя, то в результате расплачиваться за это придется жителям города.
Между тем расходы граждан, связанные с погребением близких, сегодня крайне велики и растут с каждым днем. Однако дополнительная плата за клочок сырой земли, на которой родился, жил и умер, имеет не только экономическое значение, она очень сомнительна с моральной точки зрения.
Мы задали прямой вопрос директору департамента экономики и финансов МПР Сергею Донскому, подписавшему "отказное" письмо Совету муниципального образования городского округа "Ухта": почему министерство не поддержало социально значимое предложение ухтинского муниципалитета? Вот что ответил чиновник МПР: "Письмо из Ухты поступило в ноябре прошлого года. В это время уже был принят в третьем чтении новый Лесной кодекс, предусматривающий новые принципы регулирования лесных отношений. В этой ситуации, когда кодекс вот-вот должен был вступить в силу, что-то менять в старых подзаконных актах просто не имело смысла. И мы это объяснили ухтинскому муниципалитету. Новый Лесной кодекс, а также закон о введении в действие Лесного кодекса (статья 33) предусматривают, что при переводе лесных земель в иную категорию для целей организации кладбища плата не требуется. Таким образом, проблема снята".
Тем не менее автор письма в редакцию продолжает настаивать на том, что проблема все-таки есть. Постановление правительства N 647 от 2004 года не отменено, и с муниципалитета по-прежнему требуют деньги. Кодекс как документ рамочный предусматривает отмену старых подзаконных актов и подготовку десятков новых, которых пока нет. Кстати, когда новый Лесной кодекс принимался в окончательном чтении, многие депутаты настаивали на том, чтобы ввести его в действие не с 1 января, а с 1 июля. Смысл этого предложения был как раз в том, что невозможно очень быстро подготовить всю необходимую нормативно-правовую базу, и из-за этого возникнут неразбериха и правовой вакуум. И эти опасения, увы, оправдались.
Услуги для VIP-покойника
Проводы в последний путь становятся непосильными для среднего кошелька
Наши собкоры попытались выяснить, сколько сегодня стоит проводить близких в последний путь.
В Башкортостане утвержден гарантированный перечень услуг, который на сегодняшний день предоставляют только муниципальные комбинаты специализированного обслуживания (КСО). С применением районного коэффициента получается сумма 1150 рублей, которая не взимается с родственников усопшего, а компенсируется комбинату спецобслуживания из бюджетных средств. Более дорогой гроб, венки и другие принадлежности родственники приобретают в зависимости от своих желаний и финансовых возможностей либо в КСО, либо у частников. Обычно похороны с помощью КСО обходятся в 10-15 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели нередко дерут с небогатого организатора похорон по 22-24 тысячи (не считая поминок), из которых 12 тысяч стоят похоронные принадлежности и гроб.
Коммерческие структуры выигрывают за счет более оперативной работы - за оперативную информацию о покойниках они платят врачам, сотрудникам органов внутренних дел и т.д. Часто агент ритуального салона прибывает к потенциальному клиенту раньше, чем "скорая помощь" или милиция.
В сельских районах проблем с кладбищами и ритуальными услугами нет, все вопросы решаются на уровне сельских советов. Похороны на деревенском кладбище обходятся дешево, из-за чего многие уфимцы, имеющие родственников в сельских районах, предпочитают хоронить своих близких на сельских погостах.
В челябинском МУП "Мемориал" средние похороны обойдутся в 10 тысяч рублей. Веночная продукция стоит от 300 рублей и выше, гроб - от 1,4 тысячи рублей, копание могилы - от 1,5 тысячи рублей, услуги автокатафалка - 2 тысячи рублей, крест - 400 рублей, временный бетонный памятник (галстук) - 500 рублей.
В коммерческих ритуальных агентствах цены значительно выше. Так, похоронное бюро "Ритуал" берет за свои услуги от 15 до 100 тысяч рублей.
Стоимость могилы и захоронения на кладбищах города в среднем оценивается в 5,4 тысячи рублей. Цена места на кладбищах колеблется от 1,6 до 7 тысяч рублей. Здесь все зависит от того, где заказывать могилу: на частном кладбище недалеко от центра города или в отдаленном районе на муниципальном кладбище.
В Челябинске под маркой предприятия "Мемориал" скрывается целый ряд похоронных организаций, которые завышают цены на свои услуги. По этому поводу руководство неоднократно обращалось в правоохранительные органы. Первыми информацию о смерти получает дежурная часть УВД города. Дальше она передается на диспетчерский пункт МУП "Мемориал" и в медицинское учреждение. Однако на практике зачастую на место раньше всех приезжают сотрудники частных похоронных бюро. От какой структуры происходит утечка информации, неизвестно.
Оказанием ритуальных услуг в Тюмени занимаются одно муниципальное и свыше полутора десятков частных предприятий. Похороны за государственный счет, но по самому минимуму сейчас стоят немногим более 6,5 тысячи рублей (летом прошлого года было на полторы тысячи дешевле). Если вы захотите выйти за предложенный МУП стандарт, например, взять гроб, обитый не сатином, а более дорогим материалом, то придется доплатить разницу между стоимостью выбранного изделия и гарантированной суммой.
Услуги частников, как правило, обходятся минимум вдвое дороже. Похороны в частных фирмах обойдутся от 10-12 тысяч до бесконечности. И если вы воспользовались помощью такой фирмы или сумели организовать похороны сами, то можете рассчитывать только на небольшую компенсацию от государства, которая в Тюмени с учетом районного коэффициента составляет 1150 рублей.
Как сообщили "РГ" в ярославском муниципальном предприятии по оказанию ритуальных услуг, проблем с наличием мест для захоронений у горожан нет. Упокоившихся хоронят на относительно новом вместительном Осташинском кладбище. Услуги предприятия состоят из минимального набора, куда включены гроб, венок, катафалк и могила (все это стоит 5 тысяч рублей), и дополнительного. Покойника могут забрать, омыть, одеть, предоставить ритуальный зал, заснять на видео прощание, пригласить священника - в целом это обойдется родственникам еще в 8 тысяч.
В коммерческих фирмах цены на минимальный набор и на дополнительные услуги выше на 2-5 тысяч рублей. Есть отдельные фирмы, рассчитанные на дорогого клиента. Для расчета стоимости работ на место выезжает агент, с которым оговариваются детали церемонии и категория обслуживания. Близкие покойного могут заказать не только "пазики", но и легковой катафалк-иномарку, черный пассажирский автобус того же производителя. Если потребуется, покойника хоронят в импортном гробу. Итальянские и французские полированные саркофаги из ольхи и дуба доходят в цене до 80 тысяч рублей. А общий объем услуг может перевалить за 150 тысяч.
Вырыть ближнему яму стоит 1500-1800 рублей, заплатить за место - еще 1000-1500, самая незамысловатая домовина обойдется в 3000 рублей. Чтобы придать покойнику приличествующий вид, приобрести чепец, молитвы, крестик, тапочки, ленты, потребуется еще 1500-3000 рублей. Венки (от 500 до 3000), цветы - минимум 300. Крематорий в городе не работает больше двух лет.
Услуги катафалка - старенького "пазика" с черной траурной полосой - стоят в среднем 800 рублей, в зависимости от расстояния до кладбища. Но это стоимость в один конец, если нужно на нем же вернуться назад, то тариф увеличивается вдвое.
Проблемы с местом нет, разрешено даже "подзахоронение" на закрытых кладбищах, но за определенные деньги (от 3000 до 5000 рублей). В пределах одного кладбища (Северного) могут предложить более "теплое" место, то есть на два-три квартала ближе, чем идет полоса свежевырытых могил. Это обойдется еще в тысячу рублей.
Человека среднего достатка можно похоронить за 20-30 тысяч рублей. Деревянный лакированный гроб из лучших пород дерева стоит 45 тысяч рублей. И венок к этому гробу подбирается соответствующий, он обойдется в 3,5 тысячи рублей. Крест не дешевле - 2,5 тысячи. Если сюда прибавить еще цену памятника, погребение обойдется от 100 тысяч рублей и выше.
В городе масса коммерческих фирм, занимающихся оказанием ритуальных услуг. Каждая из них работает по-своему. И цены разные, они тоже зависят от того, кого надо похоронить. Чем важнее персона, тем дороже обойдутся похороны.