Четыре национальных проекта вызвали к жизни многочисленные предложения о приоритетах, которые непременно должны дополнить социальные инициативы власти. Речь идет и о необходимости разработать нацпроекты "Культура" (действительно, ее почему-то забыли), "Достойный труд", "Дороги России" и многие другие. Но перед тем, как подступаться к этим весьма важным темам, нужно успешно реализовать уже начатое. Особенно важно правильно вычленить звенья, потянув за которые можно "вытащить всю цепь".
Возьмем, например, национальный проект "Здоровье". В качестве такого звена была выбрана поддержка поликлинического участка оказания медицинской помощи. С этим трудно спорить. Действительно, куда идут люди, почувствовавшие недомогание? К своему участковому терапевту (педиатру, врачу общей практики). А там - многочасовые очереди, острая нехватка медперсонала, допотопное оборудование.
Но давайте хронологически заглянем чуть раньше. Каждый гражданин России не менее 9 лет проводит в школьных стенах. Сейчас мы не будем обсуждать качество полученного там образования - это предмет отдельного разговора. Меня волнует другое. Итоги Всероссийской диспансеризации детей показали, что за последние годы значительно ухудшилось состояние их здоровья. Заболеваемость школьников выросла более чем на 20 процентов, число детей, имеющих хронические заболевания, увеличилось на 50 процентов. К окончанию школы у большинства учеников есть по 2-3 заболевания, среди которых преобладают болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, эндокринной системы, недуги, связанные с нарушением обмена веществ. А 50 процентов детей, которых по врачебным показателям относят к категории здоровых, имеют сниженные адаптивные возможности (иммунитет). Не отсюда ли вытекает неудовлетворительное состояние здоровья работающих людей и даже позорящая нашу страну экстремально низкая продолжительность жизни? И, как еще одно прямое следствие, - перегрузка "первичного звена" здравоохранения?
Так может быть, сконцентрировав усилия на школьниках, мы добьемся наиболее значимого эффекта по всей цепочке общественного здоровья? Но и здесь надо смотреть глубже. Все перечисленные проблемы детского здоровья связаны прежде всего со школьным питанием. У детей раннего возраста потребление основных продуктов в основном соответствует нормам. Однако с переходом в школу резко нарушается сбалансированность питания. Потребление овощей, фруктов, мяса, рыбы, молока и молочных продуктов уменьшается на 10-15 процентов. По данным министерства образования и науки, охват школьников горячим питанием на начальной стадии обучения составляет 82 процента. На средней - 64 процента, а на старшей - уже 51,2 процента. И последняя цифра: 135 тысяч юношей ежегодно освобождают от военной службы в связи с недостаточным и неправильным питанием. Очень похоже на то, что именно школьное питание (а точнее, его крайне неудовлетворительное состояние) и является настоящим "первичным звеном" в цепочке проблем российского общественного здоровья. Однако ознакомление с содержанием национального проекта "Здоровье" показывает, что там этой проблемы нет вообще.
Но два факта все-таки обнадеживают. Во время недавнего визита первого вице-премьера Дмитрия Медведева в Ярославскую область было заявлено, что этот регион будет участвовать в реализации пилотного федерального проекта по реорганизации системы школьного питания на основе новых индустриальных технологий. Планируется, что создание в Ярославле современного предприятия питания на первом этапе обеспечит своей здоровой и калорийной продукцией все школы области, а позднее и другие социальные учреждения региона. И второе. Отчитываясь позже о реализации национальных проектов в Государственной Думе, Дмитрий Медведев сообщил, что проблему школьного питания собираются решать в нескольких пилотных регионах. Это Ярославская область, Санкт-Петербург и еще один субъект РФ, который пока не определен. "По сравнению с тем, как было 20 лет назад, мало что изменилось. В некоторых случаях еще и ухудшилось. Мы хотим создать совершенно новую систему школьного питания с обязательным горячим питанием, набором необходимых микроэлементов. Важно, чтобы это было и вкусно. Дети не будут есть только то, что полезно", - пояснил Медведев.
Но надо идти дальше. Сейчас вся надежда на "хороших губернаторов" и ответственных глав муниципалитетов. Но не секрет, что в бюджетах многих регионов - хроническая нехватка денег. А ведь до принятия 122-го закона, с которого началась реформа льгот, федеральный уровень был обязан софинансировать расходы на школьное питание. Причем в 1996 году была установлена конкретная норма - 3 рубля в день на одного ученика, из которых половину брал на себя федеральный бюджет. Да, на тот момент денег у государства не было, и этот закон практически не действовал. Но теперь-то средства есть, и было бы целесообразно их переводить в виде целевых субвенций регионам. Тогда и в самой дальней школе, в самом социально отсталом месте ученик получил бы возможность полноценно питаться. Конечно, сейчас речь должна идти не о трех, а, возможно, о 30 рублях в день. Легко посчитать, что в течение учебного года (сентябрь-май) расходы не превысят 70 миллиардов рублей. Если половину из них возьмет на себя федеральный бюджет, то его благополучию ничего не угрожает. Зато социальный, медицинский и, в конце концов, политический эффект трудно будет переоценить.
А если по стране действительно начнут стимулировать частные инвестиции в строительство комбинатов по производству школьного питания, то кумулятивный результат будет еще больше. Фактически речь идет о формировании важнейшей составной части национального проекта "Здоровье" - подпроекта "Школьное питание".
Все, что я написал, - не оригинально. Уже не один год целый ряд общественных и научных организаций пытается донести свои предложения до власти, до тех, кто принимает решение. Но бюрократический частокол настолько высок, что до адресата эти "крики души" не доходят. Мелкие чиновники переправляют документы в минобразование и минздравсоцразвития, где такие же ничего не решающие люди пишут отписки. Это подтверждает и судьба исполнения вполне конкретного поручения президента страны. По итогам заседания Совета по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 года он поручил правительству в сентябре 2006 года "представить предложения по реорганизации питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов".
По моей информации, срок исполнения продлили до мая 2007 года. Значит, еще есть время для того, чтобы системно посмотреть на проблему школьного питания и отвести ей достойное место в национальном проекте "Здоровье".