За процессом "Шрайбер против Дарвина" пристально следят не только в России, но и на Западе. И если для нас подобного рода судебные дела в новинку, то "за морями" сторонники креативизма - божественной теории происхождения мира, не раз уже пытались "выгнать" Чарлза Дарвина из школы. Однако всякий раз ученым удавалось отстоять законное место теории эволюции в школьных учебниках.
Получится ли это у российских биологов? Сегодня в "РГ" на эту тему дискутируют ученые и богословы.
Завтра в Октябрьском районном суде Санкт-Петербурга в качестве третьего лица, привлеченного ответчиком, выступит один из авторов учебника "Общая биология" для 10-11 классов, на который ссылается в иске Мария Шрайбер, профессор биологии, доктор медицинских наук Сергей Мамонтов.
Мамонтов, кстати, единственный, кто пришел в суд на заседание 13 декабря 2006 года - ни сотрудники 148-й гимназии, где учится Шрайбер, ни представители факультетов философии, биологии и истории Санкт-Петербургского университета, приглашенные в качестве экспертов, в зал суда так и не явились.
Российская газета: Сергей Григорьевич, теория Дарвина действительно доминирует в школьных учебниках?
Сергей Мамонтов: Сейчас теория Дарвина в школах в чистом виде не преподается. Учебники построены на так называемой синтетической теории эволюции. Она основана, конечно, на теории происхождения видов Чарльза Дарвина, но дополнена и развита многими учеными мира в свете новейших палеонтологических находок, данных молекулярной генетики, сравнительной эмбриологии, биохимии. Теории Дарвина как таковой в учебнике отведено совсем немного места. Большая часть - это история развития жизни на земле, где есть место и для нематериалистических креационистских теорий, таких, как учение Линнея, Ламарка, Кювье. То есть альтернативные дарвинизму теории излагаются и вопрос о нарушении свободы выбора не стоит.
РГ: Истец утверждает, что теория Дарвина основана на марксистско-ленинском учении. Это и в самом деле так?
Мамонтов: Они ссылаются на главу нашего учебника, где цитируется работа Фридриха Энгельса "Роль труда в происхождении человека". Но эта работа была опубликована лишь через 25 лет после того, как в свет вышел труд самого Дарвина о происхождении человека. И, естественно, базисом и источником для Дарвинской теории она являться никак не может. Кстати, Чарлз Дарвин - богослов по образованию. Закончил богословский факультет Кембриджа, собирался стать священником, переводил Новый Завет с греческого на английский... И только логика научного мышления привела его к вопросу об изменяемости видов.
РГ:Но что-то общее между дарвинизмом и марксизмом все-таки есть?
Мамонтов: Да. Сама идея развития.
РГ: С каких пор теорию Дарвина преподают в России?
Мамонтов: Еще в царской России, когда церковь рассматривалась как государственный институт, теорию эволюции изучали в университетах, и за это не преследовали. Труд Дарвина был переведен на русский язык уже через два года после его выхода в свет. Могу напомнить, что в христианской Англии ХIХ века работа Дарвина наделела много шума: шли ожесточенные дискуссии между его сторонниками и противниками. Но до суда никто дело не доводил.
РГ: В иске Марии Шрайбер звучит серьезное обвинение: мол, преподавание теории Дарвина ведет к возникновению межрелигиозной вражды. Ваше мнение?
Мамонтов: К слову, истец еще утверждает, что естественный отбор означает уничтожение слабых, то есть женщин, детей, стариков. И что все кровопролитные войны ХХ века основаны на эволюционной теории. Это полное непонимание сущности естественного отбора. Что касается межрелигиозной вражды, то изложение материалистической теории в школьном учебнике не имеет к ней никакого отношения. Вспомним: религиозные войны XVI века, которые опустошили Европу, уж никак не основывались на теории Дарвина. Войны вызываются социально-экономическими и вытекающими из них политическими причинами. Ни Чингизхан, ни Тамерлан, ни Наполеон не думали ни о какой эволюции.
РГ: Мария Шрайбер требует запретить преподавание теории Дарвина как доминирующей. Это возможно?
Мамонтов: Не хотелось бы в это верить. Вы представляете, что после рассказа о появлении живых организмов и их развитии на протяжении сотен миллионов лет учитель-биолог начнет говорить о равноценности библейской версии сотворения мира, объяснять ребенку, что бог сначала отделил свет от тьмы, а на четвертый день создал Солнце?... Или, по мнению Марии Шрайбер и ее отца, в школу должны прийти священники? Это как раз и вызовет межрелигиозную рознь. Другое дело, что школьники должны знать об истории возникновения и развитии основных религий. Это культурологический аспект образования и он безусловно необходим.
Справка "РГ"
Сергей Мамонтов заведует лабораторией молекулярной и клеточной биологии Российского государственного медицинского университета, лауреат премии Президента РФ в области образования. Учебник "Общая биология" для 10-11 классов, одним из авторов которого он является, входит в Федеральный перечень школьных учебников с грифом "Рекомендовано". Учебник выдержал уже 7 переизданий и входит именно в тот учебно-методический комплект пособий по биологии для 5-11 классов, который принес авторам президентскую награду.