Один из самых удачных проектов реконструкции, по мнению руководства префектуры ЮВАО, получился у Елены Марухи. Еще три года назад, будучи выпускницей этого вуза, она подготовила дипломную работу, тема которой была посвящена как раз Капотне. Сейчас Елена работает архитектором в НИиПИ Генплана, но ее студенческие идеи и разработки оказались востребованными самой жизнью.
В первую очередь Елена предлагает улучшить связь этого промышленного района со всей Первопрестольной. Дело в том, что пока Капотня по сути отрезана от остального города: с запада - Москвой-рекой, с севера - Московским нефтеперерабатывающим заводом, а с востока - Московской кольцевой окружной дорогой. Несколько крупных транспортных развязок должны ликвидировать эту изоляцию. Расположены они на пересечении Каширского шоссе с улицей Борисовские пруды, Первого и Второго проектируемого проездов с МКАД, а также Люблинской улицы с МКАД. Но главным звеном, связывающим Капотню с городом, предлагается сделать новую станцию метро. По замыслу, расположится она в самом центре района, где сосредоточена местная торговая, административная и культурная жизнь.
Автолюбители тоже могут не волноваться: предусмотрено место и для машин. Для них предполагается построить три вида автостоянок - наземные, подземные и комбинированные. Кроме того, будут выделены места под обустройство открытых автостоянок, где можно будет оставить автомобиль на время, пока хозяева, к примеру, ходят по магазинам.
Но приоритет в проекте развития района отдается все же пешеходному движению. Связующими элементами района с Москвой на западных рубежах могут стать современные и стильные пешеходные мосты через реку. Планируется проложить целый ряд пеших маршрутов, оснащенных озелененными зонами отдыха и отличающихся четкими осями направления движения.
В северной части Капотни заводские территории решено отделить от жилых кварталов так называемой буферной зоной. В итоге после реконструкции района нефтеперерабатывающий завод не будет даже видно. "Если на высоком берегу реки построить бизнес-центр "Дом нефти", то он запросто закроет собой промышленный пейзаж", - делится планами Елена Маруха.
- Место очень сложное, но интересное. Особенно хочется обыграть набережную Москвы-реки, - рассказала она корреспонденту "РГ". - В прибрежной зоне я решила разместить террасные дома с частными пристанями и дома галерейного типа, по-другому именуемые "дома-мосты".
Выше по склону на более плоском рельефе хорошо будут смотреться замкнутые жилые кварталы с зелеными внутренними дворами. А противоположный берег Москвы-реки предлагается застроить офисными высотками, от каждой из которых в Капотню протянутся пешеходные мосты. Эти мостики и дадут начало широким пешеходным улицам, ведущим к новым жилым микрорайонам, спортивному комплексу и ботаническим садам Биологического института.
Об экологии - главном биче Капотни, молодой архитектор тоже не забыла. Первое, что она считает необходимым, это уже на первых этапах реализации проекта очистить русло Москвы-реки, а в дальнейшем установить на ней очистные сооружения. Кроме того, в идеале объекты промышленности следует вывести за пределы МКАД, а те, которые остаются на территории города, оснастить современным газоочистным, пылеулавливающим и водоочистным оборудованием.
Конечно, это пока только проект. Возьмется ли кто-то за его реализацию, которая потребует немалых денег? По крайней мере, как заверил "РГ" префект округа Владимир Зотов, власти очень заинтересованы в том, чтобы грязная закопченная Капотня как можно скорее канула в Лету, а жилой район, расположенный здесь, заиграл новыми красками. Поэтому уже сейчас идет поиск инвесторов, которым по плечу эта работа.