Сейчас трудно поверить, что в начале прошлого века Россия монополизировала около 85 процентов мирового рынка льна и зарабатывала на его экспорте огромные деньги. Ныне мы их тратим, закупая китайский лен, который дешевле отечественного. Отрасль оказалась на грани вымирания.
Российские ученые из Института химии растворов РАН, который находится в Иванове, предлагают вернуть российскому льну его былую славу. Для этого сюда должны прийти наукоемкие технологии.
- Почему в России стало невыгодно заниматься льном? - объясняет доктор технических наук Андрей Морыганов. - Дело в том, что лишь десять процентов от общего веса произрастающего в России льна - это длинное волокно, из которого можно делать ткани. Еще 20 процентов составляет низкокачественное короткое волокно, оно годится только для изготовления пакли и грубого брезента. А остальное - так называемая "костра", по сути отходы. Их в лучшем случае прессуют и сжигают, а чаще всего просто выбрасывают. То есть 90 процентов уникальной, обладающей многими прекрасными свойствами культуры используется неэффективно.
Ученые решили две задачи. Во-первых, сумели сделать конкурентоспособным короткий лен. О том, насколько оказалась сложна эта задача, можно судить хотя бы по числу выданных на технологию патентов. Их 16. Самое трудное - очистить волокно от многих примесей, причем не разрушая его. А потом отбелить. Вся эта долгая процедура превращения доверена химии. Лен проходит через несколько реакторов, прежде чем становится изделием высокого качества.
Вата и тампоны из еще недавно некондиционного льна по своим качествам в несколько раз превосходят изделия из хлопка. Не случайно оборонка проявила интерес к перевязочным средствам на основе разработок ивановских ученых.
- В дело можно пускать и неотбеленный, серый лен, который значительно дешевле, - говорит Морыганов. - Добавляя его в различные пряжи, получаем широкий ассортимент новых тканей, которых прежде просто не существовало. Скажем, шерсть с добавкой 30 процентов льна. У такого материала теплота шерсти и прохлада льна. Или соединив лен с хлопком, можно сделать постельные ткани по цене хлопчатобумажных. Ведь они изготовлены из дешевых отходов.
Кроме того, по словам Морыганова, из короткого льна можно производить самые разные нетканые материалы, в том числе и для нефтедобычи, и целлюлозу, которая является сырьем для получения пороха. Сегодня, как известно, он делается из импортного хлопка. Кстати, в принципе можно вообще отказаться от его закупки и перейти полностью на отечественное сырье. Это даст серьезный стимул для возрождения льноводства.
Нашли применение ученые и главному льняному отходу - остаткам стеблей, или "костре". Создана новая технология, которая превращает ее в экологически чистые плиты для мебели и строительных конструкций. Мало того, материал фактически вечен. Он не гниет, не по зубам грызунам.
Разработка ивановских ученых не имеет аналогов в мире. Но она уникальна не только этим. Как известно, сегодня научные идеи практически не пользуются спросом у нашей промышленности. Льну, можно сказать, повезло. В Ивановской области создается федеральный центр глубокой переработки льна, предполагается модернизировать более десятка заводов. А в последующем создать в нескольких областях России крупные центры производства льна по созданным ивановскими учеными технологиям.