Тем не менее проблемы малокомплектных школ по-прежнему актуальны. Люди покидают деревеньки, расположенные в глуши, и школы, бывшие центром жизни сельчан, закрываются, ветшают. Таких мест на карте области становится все больше. В прошлом году не стало 466 деревень. Но, как пояснил ситуацию руководитель главного управления образования Воронежской области Яков Львович, цели и желания закрывать малокомплектные школы подряд и повсеместно без острой необходимости, ни у кого нет. Наоборот, принимая решение, стараются взвесить его со всех сторон – и о последствиях в том числе. За семь лет из-за отсутствия учеников закрыли 40 школ. Осталось – 327.
Сельская ссылка
Для удобства учащихся начальных классов стараются оставить школу в родных селах, даже если детей в ней остается раз, два – и обчелся. С ребятами по программе разных классов занимается один учитель – все происходит, как в рассказе Льва Толстого «Филипок». А в остальных некрупных селах, где доживают век в основном старики и с каждым годом убывает число семей с детьми, учеников постарше увозят в школу в соседние села либо желтые автобусы с табличкой «Осторожно, дети!», либо сами родители. Не редкость и крайний, явно нежелательный вариант, когда километра два-три, а то и больше, детвора проходит пешком. Этим путем, бывало раньше, ходили за знаниями еще их дедушки с бабушками, и вот история продолжается.
Сегодня сельские подростки имеют возможность заниматься в укрупненных базовых школах, обладающих материальной базой, которая и не снилась их родителям. Четыре года назад главное управление образования объявило о создании школьных округов с центрами - базовыми школами. Это был чистой воды местный эксперимент. Начали с обучения учителей работе на компьютерах. Посмотреть на первые их комплекты, поступающие в школы, просились и взрослые односельчане. Сегодня ни ребят, ни учителей ничем не удивишь. Как норма воспринимается работа в интернете, интерактивные доски в классах, тексты классиков на электронных носителях в школьной библиотеке.
Но пока такое оборудование есть только в базовых лицеях и гимназиях. В обычных сельских школах все проще. Но, по словам руководителя главного управления образования Якова Львовича, так останется недолго. Дошла очередь на новейшее оборудование и до обычных школ в селах, удаленных от районных центров и базовых школ. Дело в том, что стала слишком очевидной разница в подготовке учеников из глубинки. Попадая на занятия в базовой школе по профильным предметам, они остро ощущают отставание в развитии от сверстников из районных центров. А это уже не допустимо.
Базовые навыки
В Аннинском районе области прошел обучающий семинар для заместителей глав администрации по социальной работе и руководителей управлений образования районов. Аннинцы заранее отрабатывали модель, готовились показать «товар» лицом, то есть организацию работы школьных округов если не в идеальном порядке, то близком к этой цели. Таким образом, в главном управлении образования дали понять районам, что «время собирать камни» пришло и для них: вот вам пример, модель – действуйте.
Сегодня о необходимости переходить на создание школьных округов заговорили в российском масштабе – иного пути вытягивания в люди сельских выпускников и повышения их знаний до уровня сверстников-горожан пока не просматривается. Тем ценнее воронежский опыт. В области действуют 144 школьных округа. В восьми районах сложилось до 17 округов, под крылом других – 4–5. В Каширском районе – всего один. Как показала практика, наиболее эффективно работает округ с тремя-четырьмя школами-спутниками. Кстати, как выяснилось, далеко не все крупные лицеи и гимназии имеют право стать базовыми. По словам Якова Львовича, в 16 районах 36 школ не прошли аттестацию на это почетное и ответственное звание. В базовых и учителя должны, как говорится, на голову быть выше коллег из обычных учебных заведений по знаниям и умению преподносить эти знания детям с учетом современных методик. Помимо достаточной материальной базы, учебно-методических пособий, компьютерного, лингафонного классов, прекрасно оборудованных кабинетов физики, химии, биологии, математики, иностранных языков для углубленного изучения предметов и профильного обучения старшеклассников, не менее важны умело организованная научная и внеклассная работа, разносторонние кружки, развит спорт. Требования, одним словом, весьма высоки.
Аннинцы, прежде чем поднимать образование до означенной планки, разработали муниципальную программу по организации сетевого взаимодействия школ района до 2010 года с развитой системой информационного и научно-методического обеспечения. Поставили цель создать оптимальные условия для доступа всех детей к качественному образованию исходя из их возможностей, способностей и интересов.
По накатанной
Среди сельских школ 52 процента малокомплектных – в последние годы их число удвоилось. При переходе с прошлого года на подушевое финансирование выяснилось, что расходы на обучение одного ученика равны 12 350 рублям, а в малокомплектных школах – и все 35 650 рублей. Вот тут-то и обозначилась проблема несоответствия расходов школ-невеличек с доходами, поступающими за учениками, что вызвало огромную тревогу родителей и учеников, их опасения, что школы закроют. Но с выходом постановления губернатора области Владимира Кулакова, по которому с 2008 года в бюджете области будут учтены реальные школьные затраты малокомплектных школ, причина для волнений исчезла. Хватит и на зарплату учителям, и на содержание зданий – по сравнению с сегодняшними, расходы возрастут в три-четыре раза.
В том же Аннинском районе создали 4 округа, в них вошли по 8–10 школ, в том числе и малокомплектные. По предварительным данным, аннинская модель образовательных школьных округов потянула немалые расходы – из местного бюджета 3,5 миллиона рублей, из внебюджетных источников – 1,8 миллиона. Надо сказать, не каждый глава администрации согласится на такие расходы. Но сейчас аннинские ребята ездят из глубинки в базовые школы на автобусах бесплатно. Не каждый день, а на ключевые уроки, как минимум, три раза в неделю. В школы района закуплено из разных источников, в том числе по национальному проекту, 230 компьютеров.
Еще три года назад во всех школах организовали предпрофильную подготовку для девятиклассников. И хотя учет индивидуальных склонностей ограничивала в первую очередь малая наполняемость классов и отсутствие достаточной подготовки преподавателей, в районе решили избрать оптимальную модель профильного обучения – сетевую. То есть стали широко использовать ресурс профессиональных учебных заведений. Навели контакты не только с профучилищами района, но и с медицинской, технологической и архитектурно-строительной академиями, институтом высоких технологий Воронежа.
Судя по настрою, школы Аннинского района не собираются «застывать» на том, чего добились. Учителя – народ, как известно, особый, не из тех, кого устраивает спокойная жизнь. На 70 процентов в районе преподают выпускники классического университета и педагогических институтов. Немало тех, кто в прошлом году выиграл гранты за новаторство. Люди увлеченные, они и учеников приобщают к поиску, к интересной творческой жизни.