"Дело врачей" в Кудымкаре близится к завершению

Печальным поводом для этого процесса стала смерть в конце 2005 года пациентки окружной больницы 53-летней Натальи Сергеевой, которая скончалась от перитонита. После этого сестры умершей подали заявление на действия врачей окружной больницы в прокуратуру Кудымкара. В ходе проверки надзорного органа выяснилось, что пациентка поступила в больницу с жалобами на боли в области живота. По словам заместителя прокурора Владислава Конева, в течение девяти дней женщину не лечили, а только брали анализы и "перекидывали" из одного отделения больницы в другое. При этом диагноза больной так и не поставили.

Примечательно, что самый первый врач, осматривающий Сергееву, - заведующая базовой женской консультацией окружной больницы Вера Серебренникова - поставила диагноз "аппендицит", хоть и под знаком вопроса. Однако хирурги, не раз осматривавшие больную, не придали мнению гинеколога значения, и, как утверждает обвинение, "в силу субъективных причин не поставили диагноз". Кроме того, врачи не использовали весь арсенал имеющегося в больнице оборудования и не сделали, к примеру, лапароскопию (надрез, через который в обследуемую полость вставляется зонд с лампочкой).

- Хирурги обследовали брюшную полость пациентки методом пальпации и заключили, что хирургической патологии нет, несмотря на явные признаки воспалительного процесса, следующие из результатов анализов и рентгеноскопии, - заявил корреспонденту "РГ" Владислав Конев.

Уголовное дело в отношении лечащего врача Алексея Тотьмянина и заведующего хирургическим отделением Сергея Шарифуллина было возбуждено по статьям 109 часть 2 (причинение смерти по неосторожности из-за ненадлежащего исполнения служебных обязанностей) и по статье 293 часть 2 (халатность, повлекшая смерть человека) соответственно. Теперь Алексею Тотьмянину может грозить лишение свободы сроком до трех лет, а Сергею Шарифуллину - до пяти лет. В настоящее время Шарифуллин снят с должности завотделения и работает в окружной больнице обычным хирургом. Тотьмянин перешел в другую поликлинику.

Со времени первого судебного заседания было опрошено около 20 свидетелей по делу, все они со стороны обвинения. Очередное заседание состоится в Кудымкарском суде 5 марта. На нем должны быть опрошены еще двое или трое свидетелей со стороны обвинения, а также первая свидетельница, которая выступит в защиту Шарифуллина. Ожидается, что в ходе заседания состоится и допрос обвиняемых.

   комментарии

Юрий Погарцев, адвокат Алексея Тотьмянина:

- Исходя из должностных инструкций, если лечащий врач сомневается в том, какой диагноз поставить больному, то решение должен принять завотделения либо консилиум. В случае с Сергеевой решение продолжить диагностику и не назначать лечения принял консилиум, состоящий из заведующих отделениями окружной больницы. Поэтому вины Тотьмянина нет.

Александр Хозяшев, адвокат Сергея Шарифуллина:

- Со стороны следствия нелогично привлекать к ответственности лишь двух врачей, поскольку в работе консилиума и многочисленных обследованиях Сергеевой принимали участие и другие врачи. Об этом говорят и сами потерпевшие, предъявившие иск к больнице в целом, а не конкретно к двум врачам.

Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра:

- Особенностями медицинского дела является тщательное изучение врачебной документации и проведение судебной экспертизы. Но в реальности трудно ожидать полной независимости от местных бюро судмедэкспертизы, которые, в соответствии со своим статусом, "создаются и находятся в подчинении территориальных органов здравоохранения" так же, как и ответчики. Поэтому неудивительно, что большинство дел по врачебным ошибкам до недавнего времени проигрывалось пациентами. Однако впервые в России с 1998 года в Перми сложилась практика назначения экспертиз по медицинским делам в судебно-экспертном учреждении минюста - "Пермской лаборатории судебной экспертизы". Данное учреждение не имеет ничего общего с органами здравоохранения. Это позволяет пациентам выигрывать иски в 85 процентах случаев, в отличие от примерно 40 процентов - при экспертизе в местном бюро судмедэкспертизы.