По его словам, многочисленные проверяющие государственные организации до сих пор не достигли "глобальной координации в разграничении своих полномочий и зон ответственности". В результате контролеры буквально наступают друг другу на пятки. Степашин привел примеры, когда на некоторых, особо "несчастливых" предприятиях, как государственных, так и частных, для работы проверяющих выделяются специальные кабинеты, которые никогда не пустуют. "Уходит Счетная палата - приходит Росфиннадзор. Уходит Росфиннадзор - приходит Генпрокуратура, МВД, ФСБ, налоговики, пожарные, санэпидемнадзор, Митволь, - подчеркнул Степашин. - Контролеры днюют и ночуют на проверках, а результат порой не стоит потраченных средств". Для приведения деятельности всех этих контрольных органов в "чувство", по его словам, необходим федеральный закон о государственном финансовом контроле.
Сегодня вся система финансового контроля и особенно - внешнего аудита, уверяет Степашин, должна быть нацелена, прежде всего, на профилактику финансовых преступлений и нерационального расходования бюджетных средств. А во всем мире такой работой занимаются именно счетные палаты, которые постоянно помогают исполнительным органам власти латать те дыры, сквозь которые могут бесконтрольно "утекать" общенародные ресурсы. "Поэтому объективно координатором в такой работе может и должна быть и на самом деле готова Счетная палата", - резюмировал ее глава. Нужно будет поставить вопрос о создании при президенте страны некоего консультативного совещания по государственно-частному партнерству, на котором, в том числе, будут обсуждаться вопросы, связанные с контролем. Основной принцип таков: ни одно предприятие не проверяется чаще одного раза в два-три года. Если проверка началась, то приходят все контрольные органы сразу. Каждый проверяет свое, никто никого не дублирует. Затем идет обмен информацией. В результате получается полная и комплексная картина. Если проверка проходит успешно, то на два или три года предприятие получает законные "контрольные каникулы".