Смертность в области, расположенной по соседству со столицей, превышает рождаемость почти вдвое. Одна из причин этого, объясняют медики, ухудшение репродуктивного здоровья потенциальных мам и пап. Увы, эта беда не только одного Подмосковья. Лишь 10 процентов из 14 миллионов российских девочек-подростков можно назвать практически здоровыми. Страдают же бесплодием в стране 5,5-6 миллионов семей. Вот и в Московской области, по данным министерства здравоохранения, от 15 до 30 процентов женщин, обратившихся за помощью в специализированные консультации, знают не понаслышке, как бывает нелегко забеременеть.
Между тем ведущие специалисты утверждают, что большинству из них можно помочь. Например, хотя бы с помощью метода экстракорпорального оплодотворения, известного в нашей стране уже более трех десятков лет. Того самого, в результате которого появляются так называемые дети из пробирки. Даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях, когда консервативное и оперативное лечение оказались бессильны, "пробирка" делает людей счастливыми. Почему же оно до сих пор не нашли столь широкого применения, как, например, на Западе? Да потому что большинству россиянок ребенок из "пробирки" просто не по карману.
Всего одна ампула пурегона, гормонального препарата, необходимого для курса лечения по методу ЭКО, стоит около 1600 рублей. А если их нужно три или пять в день? А курс лечения длится 1,5-2 месяца? Да еще удача ждет не с первой попытки? Не только у нас, но и за рубежом везет сразу лишь 30-35 процентам женщин. То есть шестеро из десяти женщин должны повторить эту дорогостоящую попытку, да бывает и не раз. Три же попытки в борьбе за ребенка могут стоить несколько тысяч долларов.
К слову, в европейских клиниках каждая попытка обходится не дешевле 4,5 тысячи евро. Но там людям, мечтающим иметь ребенка, помогает государство. Ксения Краснопольская, руководитель отделения репродукции Московского областного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии (МОННИАГ), рассказывает:
- В одних странах женщина с медицинской страховкой может рассчитывать на три-четыре бесплатных ЭКО, в других - на две или одну. Если же она перешагнула определенный возрастной рубеж (в некоторых странах - 38 лет, в других - 40 или 42), ей приходится платить, поскольку в этом возрасте вероятность беременности значительно снижается. В итоге получается, что во Франции или Англии на миллион человек - 700 попыток искусственного оплодотворения, а в России - всего 60-70.
И после этого сокрушаемся: "Ах, вымираем!"
В Московской области не стали ждать, когда федеральные власти созреют для того, чтобы перенять зарубежный опыт. В Балашихе развивается Московский перинатальный центр, где помогают женщинам стать мамами. Около года назад в МОННИАГ появилось отделение репродукции, где немало женщин с помощью ЭКО уже реализовали мечту о ребенке. Сейчас сделан второй шаг - миллионы, выделенные правительством области, пойдут на лечение бесплодия около 800 подмосковных пар. Как рассказала "РГ" замминистра здравоохранения Гаянэ Тамазян, предусмотрено, что на лечение семьи, которая попадет в "лист ожидания" этой программы, заложено 100-150 тысяч рублей. Это сумма гарантирует несколько попыток ЭКО. Насколько после этого вырастет население Подмосковья - медики предпочитают суеверно молчать.
Порядок и условия, по которым выберут первые семейные пары для бесплатного лечения, пока разрабатывается. "Прежде всего будут учитываться медицинские показатели (метод ЭКО - единственный, который способен помочь) и доход семьи - он должен быть меньше 4 МРОТ на каждого члена", - сообщили "РГ" в министерстве здравоохранения. Сейчас тех, кто готов вступить в борьбу за долгожданного первенца, ждут в министерстве здравоохранения области по адресу: Москва, Электрический переулок, д. 8, строение 1.
В правительстве Подмосковья обещают: эта программа не будет громкой одноразовой акцией. Область всерьез взялась за демографию. "Вместе с министерством здравоохранения мы разрабатываем систему помощи потенциальным родителям, - рассказывает Елена Булычева, руководитель отделения планирования семьи МОННИАГа. - На прием к репродуктологу люди должны попадать так же легко, как к любому другому специалисту". Для этого специалисты института исследуют город за городом, чтобы понять, есть ли там специалисты, готовые заняться лечением бесплодия. Например, в Люберцах уже готовы к организации микроцентра репродукции, а вот в Зарайске пока проблемы: специалисты есть, а аппаратуры нет. Но то, что в ближайшее время система помощи семьям будет отлажена, никто не сомневается.
Когда же все-таки супругам следует отправляться на прием к репродуктологу? Этот вопрос "РГ" адресовала Ксении Краснопольской:
- Примерно у 30 процентов здоровых супружеских пар беременность наступает в первые же три месяца совместной жизни без предохранения, у 60 процентов - в течение последующих семи месяцев, у оставшихся 10 процентов - через 11-12 месяцев. Если в течение года женщина так и не забеременела,
записывайтесь на прием к специалисту, - советует она. Бесплодие вызывает
множество причин как со стороны женщины, так и со стороны мужчины. При этом помните: врач никогда не будет назначать затратный метод ЭКО, если женщина может стать мамой естественным путем,
Может быть, опыт Подмосковья послужит наконец примером для всего государства, население которого каждый год убывает на 800 тысяч человек?
Кстати
О необходимости развивать вспомогательные репродуктивные технологии наша газета писала не единожды. В одном из последних интервью о мировом опыте и необходимых формах государственной поддержки суррогатного материнства рассказывал эксперт Европейского общества эмбриологии и репродукции человека Константин Свитнев ("Мама на девять месяцев" - "РГ", 8.12.06).