За две недели до заседания в Совете Федерации Госдума во всех чтениях приняла данный закон. Сергей Миронов сразу заявил, что "мы принимаем политическое решение". И четыре профильных комитета рекомендовали палате отклонить договор.
Почти все нормы договора с Татарстаном вызвали нарекания: сенаторы убеждены, что договор противоречит действующему законодательству и не соответствует Конституции России. Юрий Шарандин, председатель Комитета СФ по конституционному законодательству, недоумевал, зачем в договоре дублируются некоторые положения российской Конституции, если она обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории страны. Кроме того, из договора следует, что гражданин, не владеющий татарским языком, не сможет стать кандидатом на президентский пост в Татарстане. А таких граждан в республике 56 процентов. Также по договору в российском паспорте жителей Татарстана предполагается вкладка на татарском языке, которая, по словам Шарандина, может стать и больше паспорта.
Напомним, что согласно Федеральному закону заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации. Татарстан посчитал, что он полностью подходит под эти формулировки. Однако, по мнению Юрия Шарандина, договор с Татарстаном ставит республику в исключительное положение.
Сенатор от Владимирской области Евгений Ильюшкин пошел дальше в своих оценках и напомнил о развале СССР, предупредив, что такой же сценарий может случиться в России. Людмила Нарусова, сенатор от Республики Тыва, заявила, что данный договор "подрывает единство России" и в будущем может вызвать новый парад суверенитетов. В какой-то степени она оказалась права уже сейчас: договор поддержали представители Северной Осетии и Ингушетии.
Мнения сенаторов разошлись. Слово дали представителям Татарстана. Сенаторы Экзам Губайдуллин и Алексей Пахомов, уверенно ссылаясь на мнение президента, который внес данный закон на рассмотрение в парламент, призывали не противиться воле главы государства и принять договор. Пахомов же пошел еще дальше и предложил заключать подобные договоры и с другими субъектами России. Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета Татарстана, пожаловался, что все деньги от продажи ресурсов как в советское время, так и сейчас уходят из республики и поэтому необходимо принять договор, чтобы Татарстан мог жить на свои средства. Также он заявил, что "все субъекты равноправны, но не равны по многим показателям".
Выступление любого участника регламентирует по времени спикер Совета Федерации. Миронов дал Мухаметшину 5 минут, но он потребовал больше времени, даже на трибуне прося об исключительном отношении. В общем, представители республики, призывая принять договор, уверяли в своем "истинном желании строить федеративную демократическую Россию".
Завершая обсуждение данной темы перед голосованием, Сергей Миронов сказал, что договор с Татарстаном "ведет к опасному политическому прецеденту и нарушает принцип конституционного равноправия". Голосование расставило все на свои места: договор отклонили.
После такой ожесточенной и интригующей борьбы другие решения Совфеда остались несколько в тени.
Вчера же Совет Федерации переназначил пятерых членов ЦИК, срок полномочий которых истекает 26 марта нынешнего года. Сенаторы не стали оригинальничать и оставили на своих постах Николая Конкина, Нину Кулясову, Сиябшаха Шапиева, Елену Дубровину и Людмилу Демьянченко.
Таким образом, Совфед первым внес определенность в состав будущего Центризбиркома. Напомним, что состав комиссии из пятнадцати человек обновляется каждые четыре года и правом назначения членов ЦИК обладают президент России, Совет Федерации и Госдума.
Правда, еще одним значимым событием вчерашнего дня стало назначение верхней палатой Вячеслава Лебедева на должность председателя Верховного суда. Голосование сенаторов было единогласным. Однако Лебедеву сенаторы задавали непростые вопросы.
Сначала Людмила Нарусова, председатель Комиссии СФ по информационной политике, посетовала на чрезвычайно минимальные размеры компенсационных выплат по искам о защите чести и достоинства. Лебедев уверил Нарусову, что в этом году Верховный суд сделает заключение о суммах компенсационных выплат при судебных решениях о защите чести и достоинства, а также возмещении морального вреда.
Непростой вопрос задал сенатор Юрий Солонин, спросив председателя ВС, почему граждане, в обход российских судов, обращаются сразу в международные инстанции. "Россия долго добивалась того, чтобы россияне могли обращаться в международные организации", - сказал Лебедев, подчеркнув, что за последнее время число желающих иметь дело с международным правосудием значительно выросло. Как говорится, чего хотели - то получили. Между тем, по словам Лебедева, каждое решение Европейского суда по правам человека доводится до сведения всех судов общей юрисдикции. Решив не отпускать председателя Верховного суда просто так, сенатор Андрей Вавилов, находящийся под следствием, обвинил отечественное судопроизводство в отсутствии "подлинной независимости" и спросил, куда делись деньги, выделенные 10 лет назад на строительство нового здания ВС. Лебедев парировал: да, 10 лет строили, но деньги никуда не ушли, просто возникло много проблем, а сейчас "у нас одно из лучших зданий в мире для судебных органов". Что же касается независимости судов, то, по мнению Лебедева, правосудие осуществляется справедливо, только суд может удовлетворить лишь одну сторону, другая останется в любом случае недовольной.
Несмотря на то что голосование, в общем, было предрешено, Вячеслав Лебедев решил укрепить свои позиции, предложив ряд интересных мыслей. "Нужно изменить главы Уголовного кодекса в отношении некоторых лиц в нашем обществе. Перед законом все должны отвечать одинаково", - заявил Лебедев. По его словам, Верховный суд внесет соответствующий законопроект, предусматривающий также ряд изменений и дополнений в действующее законодательство. "Эти изменения в законодательной базе необходимы для того, чтобы проведение судебной реформы в деле становления независимого суда стало эффективным", - отметил председатель ВС. Кроме того, Лебедев убежден, что должностные лица не должны вмешиваться ни в процесс дознания, ни в процесс следствия и не должны изымать дела на этих стадиях, поэтому дознание и следствие надо вывести из органов прокуратуры. "Дознание и следствие должны быть действительно независимыми, а контроль один - судебный", - после таких слов невозможно было вновь не назначить Вячеслава Лебедева председателем Верховного суда. Уходя победителем совфедовской дуэли, Лебедев обещал, что продолжит справедливо осуществлять правосудие, подчиняясь только закону.
Справка "РГ"
Вячеслав Лебедев родился 14 августа 1943 года в Москве, окончил юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1970 года Вячеслав Лебедев работает в судебной системе. В 1986-89 годах он занимал должность председателя Московского городского суда, а в 1989 году был назначен председателем Верховного суда РСФСР (с 1992 года - РФ). В июле 1999 года Совет Федерации продлил срок полномочий В. Лебедева, который истекает в июле 2007 года. 30 января Высшая квалификационная коллегия судей РФ направила рекомендации президенту, а также Федеральному Собранию утвердить доктора юридических наук Вячеслава Лебедева в должности председателя Верховного суда еще на один срок. Поскольку по закону судьи могут занимать свою должность до 70 лет, повода уходить в отставку по возрасту у Вячеслава Лебедева не было.