Первое - выход в свет книги Полины Богдановой "Анатолий Васильев: логика перемен". Многолетняя практика и теоретические изыскания крупнейшего российского режиссера уже стали объектом многочисленных исследований, вышедших в разных странах Европы, но попытка обобщающего труда на его родном языке появилась только сейчас. Записи репетиций, бесед, занятий со студентами, разговоры с актерами и учениками Васильева приоткрывают для широкого круга читателей уникальную творческую лабораторию режиссера, во многом опередившего эпоху.
Презентация книги, выпущенной издательством "Новое литературное обозрение", собрала тех, с кем Васильев работал в разные годы, - Василий Бочкарев, Альберт Филозов, Николай Чиндяйкин, Виктор Славкин и многие другие. Но поделиться мыслями о книге и своем учителе им так и не пришлось. Презентация, как и сам юбилей "Школы", совпали с драматическими обстоятельствами в ее судьбе.
В начале нынешнего сезона по решению московского правительства Васильев был лишен полномочий художественного директора, позволявших ему на основе единоначалия решать творческие и организационные вопросы театра. Комитет по культуре назначил директора, а самому мастеру предложил занять пост художественного руководителя, переписав Устав театра под двуначалие. Васильев отказался. Теперь он находится во Франции, где репетирует в парижском "Одеоне - Театре Европы". Уже в марте театру придется окончательно освободить помещения в "родовом гнезде" на Поварской улице (еще раньше Комитет по культуре передал их проекту "Открытая сцена").
Парадоксальность ситуации состоит в том, что власть директора не является легитимной, так как фактически не действует система двуначалия, то есть помимо директора театром не руководит никто.
Потому ученики и сотрудники Васильева, те, кто к моменту конфликта работал в "Школе драматического искусства", месяц назад проинформировали комитет о создании режиссерского совета. Комитет по культуре никак не отреагировал.
Собравшиеся накануне юбилея журналисты и друзья театра услышали о том, как режиссерский совет (а в него вошли, в частности, Дмитрий Крымов, Борис Юхананов и Игорь Яцко) видит разрешение сложившейся ситуации. Они прочитали письмо к первому заместителю мэра Москвы Людмиле Швецовой, в котором предлагают назначить художественным руководителем театра его первого актера, многолетнего ученика и сотрудника Васильева Игоря Яцко.
Журналисты попытались задать вопросы и директору театра Алексею Малобродскому. На вопросы о том, как ему видится будущее театра, он отвечать отказался. Но пообещал продемонстрировать "некую дееспособность": "По мере того как ситуация будет нормализовываться, театр не может и не имеет права объяснять свою бездеятельность соображениями политического толка". О каких именно соображениях идет речь, директор не сказал, но заверил всех, что поддержал решение, изложенное в письме вице-мэру режиссерским советом.
Абсурдистски-мрачную атмосферу собрания усугубило письмо председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина: "Травля Васильева, вся эта грязь вокруг его имени, уверен, запачкает каждого из нас, в очередной раз мы докажем, что мы нация, которая не дорожит своими великими художниками".
В день рождения, 24 февраля, театр по традиции показал своим друзьям новую работу. На этот раз (и, судя по концепции Игоря Яцко, совсем не случайно) ею оказалась трагедия Шекспира "Кориолан". В ней гордый, страстный, недипломатичный и бескомпромис-
сный богатырь, принесший отечеству не одну славную победу, становится жертвой интриг и изгоняется из Рима, чтобы в финале погибнуть от коварства римских врагов.