В завтрашнем номере "Российской газеты" будет официально опубликовано распоряжение премьер-министра Михаила Фрадкова "О распределении обязанностей между заместителями премьер-министра".
Комментируя это решение, глава правительства заметил, что в нем "никаких неожиданностей нет - формируются несколько блоков по приоритетным направлениям. Общественное мнение уже фактически сформировало это распределение. И я вам должен сказать, что СМИ, аналитики не ошиблись".
Первый вице-премьер Медведев
Дмитрию Анатольевичу, как и ожидалось, достался "блок социальных и стоящих рядом вопросов". В случае успеха национальных проектов в сфере образования и здравоохранения, в социальных вопросах и демографической политике народное признание, а следовательно, и голоса на выборах Дмитрию Медведеву практически обеспечены. А для достижения успешного результата в работе у него есть главное - деньги под нацпроекты. Хуже с другим: в сферу его деятельности попала самая непопулярная жилищно-коммунальная реформа. Ни одному правительству в нашей стране еще не удавалось довести ее до конца. Но это как раз то, что может уравновесить успех нацпроектов с относительным неуспехом реформы ЖКХ.
Первый вице-премьер Иванов
Сергей Борисович "будет курировать все то, что мы называем реальной экономикой, включая военно-промышленный комплекс, на который делается серьезная ставка в диверсификации экономики, придании ей инновационного характера", - пояснил Фрадков. Также Сергей Иванов будет отвечать за "связь, обеспечение по сути национальной обороны, правоохранительную деятельность, ведать атомной, космической сферами, всем, что связано с высокими технологиями".
То есть первому вице-премьеру Иванову помимо реальной экономики досталось чуть-чуть из сферы ведения президента. Ведь правоохранительные органы до сих пор находились в прямом подчинении главе государства. Но, с другой стороны, реальная экономика - та сфера, где увидеть и оценить результаты смогут немногие, уж точно не потенциальный электорат.
То есть чаши весов - в виде двух первых вице-премьеров - оказались практически на одной высоте. У Медведева при этом есть свой шанс вырваться вперед, к примеру, в случае неожиданного и действительно весомого шага, который кардинально изменит ситуацию в ЖКХ (возможно, при помощи "Газпрома", играющего в этом деле непоследнюю партию). Равно как у Иванова - свой шанс, если он будет демонстрировать всему миру реальную диверсификацию экономики и растущую вследствие этого мощь российской промышленности, а также новые образцы суперсовременного и сверхточного оружия.
Вице-премьер Жуков
Александр Дмитриевич, очевидно, будет решать макроэкономические вопросы, пока два первых будут соревноваться на электоральном поле. С одной стороны, неплохо, ведь с макроэкономикой до выборов 2008 года вряд ли случится что-либо страшное - нестабильности в стране в предвыборный период власть не допустит. Опять же, вряд ли кто другой, кроме Жукова, сможет так хорошо выполнить поставленную перед правительством задачу - провести бюджет 2008 года в ранние сроки, чтобы оградить его от лоббистов-депутатов. Это еще один плюс Александра Жукова в сфере его ответственности.
Но, с другой стороны, ему "достались" инвестиционная политика и деятельность естественных монополистов, где все решения заранее обречены: соблюдение интересов монополистов по повышению тарифов приводит к непопулярности в народе, соблюдение же интересов россиян может означать противодействие государственным интересам.
Кроме того, Жукову предписано заниматься координацией статистики, страхования и налоговых вопросов, где не обходится без постоянных споров.
Судя по всему, только физическая культура и спорт станут для него небольшой отдушиной в напряженной и далеко не всегда благодарной работе.
Вице-премьер Нарышкин
Сергей Евгеньевич, как и предполагалось, будет координировать внешнеэкономическую деятельность, таможенно-тарифное регулирование, управление федеральной собственностью, проведение административной реформы, развитие культуры и туризма.
Совсем непубличный глава аппарата правительства Сергей Нарышкин, как известно, сменил кабинет в Кремле на пост в Белом доме сразу после прихода на Краснопресненскую набережную Михаила Фрадкова. За прошедшее время он даже не пытался набирать политический вес, отводя самому себе техническую роль. Со временем, позабыв о его кремлевском прошлом, Нарышкина стали считать человеком Фрадкова. Во всяком случае, его назначение на пост вице-премьера аналитики рассматривали как согласие Путина на просьбу Фрадкова.
Но, скорее всего, Фрадков, рекомендуя Нарышкина на пост вице-премьера, преследовал и другую цель: уравновесить министра экономического развития и торговли Германа Грефа, который занимается слишком многим, в том числе внешнеэкономической деятельностью. А именно тем, как она ведется, Фрадков в последнее время был часто недоволен.
Кроме того, премьер, возможно, надеялся провести на пост главы аппарата в полной мере своего человека. Но Сергей Нарышкин не покинул эту должность, совместив ее с вице-премьерской. В такой конфигурации его позиции значительно усилились - весь документооборот Белого дома будет по-прежнему проходить через него.
И, наконец, именно Сергея Нарышкина аналитики зачислили в список "преемников" как человека из кадрового резерва Путина.
Настроенный кабинет Фрадкова
Почти три года кабинет министров проработал в составе и со структурой, которая была предложена Михаилу Ефимовичу, когда он занял пост премьера. Но уже спустя полтора года стало ясно, что при структуре в виде пирамиды работать очень трудно. Поэтому вскоре правительство подверглось реформе: сначала переподчиняли агентства, службы, затем создавали новые комиссии. Было очевидно - новая "настройка" кабинета не заставит себя ждать. Умеренный во взглядах премьер-министр, который все время пытался, как администратор, наладить работу кабинета, тщательно выстраивая навязанную ему пирамиду, видимо, тоже потерял терпение. Он с грустью посматривал на тех, с кем ему приходится выполнять президентские поручения и удваивать ВВП, и все чаще оговаривался: неплохо бы воссоздать министерство торговли или реформировать таможню.
В результате таможню премьер взял под свое крыло, а министерство торговли хоть еще и не создано, но предпосылки к тому появились - в кабинете теперь есть вице-премьер, в обязанности которого входит кураторство внешнеэкономических вопросов. По сути, правительство возвращается к той схеме, которая существовала до административной реформы. Хотя, как утверждают, Владимиру Путину всегда нравилась конструкция с одним техническим вице-премьером.
Тем не менее в прежнем кабинете было пять заместителей премьера и 25 министров. При такой схеме говорить о политической ответственности министров не приходилось. Более того, та структура практически полностью блокировала возможность проведения какой-либо целенаправленной политики. Вице-премьеры имели полномочия, но не имели рычагов. У министров были рычаги, но не было полномочий. Получалось, что существует несколько правительств, действующих параллельно и совершенно самостоятельно: премьер и его секретариат, министры, аппарат правительства с аналогичными департаментами, вице-премьеры с собственными аппаратами.
Эту неэффективную структуру заменили на пирамиду, которая сумела простоять лишь три года. Теперь в кабинете премьер и его секретариат, два первых и два просто вице-премьера со своими аппаратами и министры. Даже курировать энергетический комплекс в правительстве будут как минимум три вице-премьера: атомная энергетика попала в сферу ответственности Сергея Иванова, вопросы природопользования станет курировать Дмитрий Медведев, а вопросы тарифного регулирования, энергетики и антимонопольного законодательства - Александр Жуков.
Без комиссии никто не остался
А правительственную комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса по-прежнему будет возглавлять лично премьер-министр Михаил Фрадков. У него же останется Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, Консультативный совет по иностранным инвестициям, комиссия по взаимодействию центра и регионов. Никому из своих заместителей Фрадков не передал и комиссию по бюджетным проектировкам. В сфере его ведения останутся государственная пограничная и комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей.
Дмитрий Медведев по-прежнему будет возглавлять президиум Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, комиссию по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, комиссию по развитию телерадиовещания, координировать вопросы организации и проведения комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев, комиссию по вопросам религиозных объединений.
Сергею Иванову отойдут комиссия по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, комиссия по экспортному контролю и оставшаяся в наследство Военно-промышленная комиссия, а также Морская коллегия.
У Александра Жукова останутся те комиссии, которые он возглавлял до изменения структуры. Это комиссия по законопроектной деятельности, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, по повышению результативности бюджетных расходов, по обеспечению безопасности дорожного движения, по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива, а также комиссия по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия с Организацией экономического сотрудничества и развития.
Сергей Нарышкин помимо комиссии по административной реформе возглавит комиссию по экономической интеграции, международной гуманитарной и технической помощи, комиссию по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства.
Одним словом, каждому из заместителей Фрадкова досталось по одному из приоритетов, которые поставлены перед правительством в предвыборный год: социальные вопросы, диверсификация экономики, макроэкономическая стабильность и внешнеэкономическая деятельность.
Кто первый из первых
Вопрос о том, кто будет замещать премьер-министра во время его отсутствия, в документе не определен. Тем не менее, как пояснил вице-премьер, руководитель аппарата Сергей Нарышкин, заседания правительства в отсутствие главы кабинета будут проводить либо первый вице-премьер Сергей Иванов, либо первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
Тем не менее два первых вице-премьера явно пересекаться не будут. Связка будет такова: первый вице-премьер Медведев - вице-премьер Жуков и первый вице-премьер Иванов - вице-премьер Сергей Нарышкин. На период временного отсутствия вопросы, закрепленные за Медведевым, придется рассматривать Жукову и наоборот, вопросы, закрепленные за Ивановым, будет рассматривать Нарышкин и наоборот.