27.02.2007 03:50
    Поделиться

    Телеканалы пошли в бой

    По обыкновению в День защитника Отечества ТВ объявляет всеобщую мобилизацию фильмов, снятых в нашей стране про войну и армию. В основном в бой идут одни "старики" - лучшие советские картины. На сей раз свое место в строю заняли и молодые бойцы. И было несколько новобранцев. На Первом канале - "Ленинград", на "России" - "Национальное достояние".

    Война как приключение

    Реалии блокадной зимы в Ленинграде завернуты в занимательную историю импортной блондинки (поскольку картина предназначена на экспорт), но с русскими корнями, попавшей в осажденный Ленинград по зову крови. Она, журналистка, хотела донести всю правду западной общественности о страшной участи осажденных.

    Ту же самую цель имеет сам сериал "Ленинград". Он предполагал донести правду об ужасах и героизме павших на брегах Невы уже до нынешней мировой общественности в Европе и США. И еще до тех из наших современников, кто об этой трагедии ничего не ведает даже понаслышке.

    Вопрос в том: удалось ли?

    Делать отечественные блок-бастеры по голливудским лекалам никому не возбраняется. Лекала-то сами по себе надежные, проверенные временем, практикой. Проблема в том, чтобы они не подменяли, не замещали сути, сущности того, о чем решились рассказать авторы художественного сочинения ко Дню защитника Отечества.

    Сериал смотрится как презентация некоего исторического события, абсолютно беспрецедентного.

    Презентация прошла на уровне. С участием как первых лиц действа (Жданов, Гитлер, неопознанный кремлевский комиссар), так и его рядовых героев - сотрудников НКВД, спекулянтов, артистов театра оперетты, русской девушки милиционера, опекающей британскую девушку-журналистку. Узнаваемые артисты: Кирилл Лавров, Владимир Ильин, Александр Абдулов, Михаил Ефремов, Ольга Сутулова. Видны немалые постановочные затраты. Зрелище в меру детективное, в меру познавательное. Примерно так же, как идущий по субботам на Первом канале цикл, созданный ВВС "Римская империя": закадровый голос чертит фабулу того или иного исторического сюжета, а в кадре - живые картинки из жизни Древнего Рима.

    Ну, с древнеримского сериала и взятки гладки. Спасибо авторам за информацию к размышлению и до свидания.

    Древние войны - идеальные сценические площадки для пафосных героев и захватывающих "экшенов". Тогда как иные кошмары недавних войн слишком кровоточат, чтобы их загонять в ложе приключенческих сюжетов и утилизировать в узких, хоть и благородных целях. Блокадная зима в Ленинграде - как раз из тех кошмаров.

    Дело не в том, что к этому материалу нельзя и подступаться. Дело в том, что надо понимать: ты подступаешь к Бездне.

    Режиссер Александр Буравский заглядывает в нее, предварительно одев розовые очки, предложив их и зрителям.

    Другое дело современность.

    Армия как развлечение

    Сериал "Национальное достояние", показанный в честь Дня защитника Отечества на телеканале "Россия", предлагает посмотреть на армейские будни как на сплошной праздник. Мы знаем из новостных выпусков, что нынешняя армейская служба - не сахар, но отчего бы по случаю праздника не сделать вид, что она приятна и даже сладостна. Если армия может быть анекдотичной, как в "Максиме Перепелице", "ДМБ" и в фильмах Александра Рогожкина про "Особенности национальной" как охоты, так и рыбалки, сентиментальной - как

    в "Кадетстве" и в картине "Счастливого плавания", то отчего ей не стать водевильной?

    То, что здесь авторы не обошлись без импортной девушки, вполне естественно. Девушка в натовских погонах (военный дирижер), влюбившаяся в русского сержанта-трубача, ответившего ей взаимностью - такой сюжетный поворот смотрится как вызов сегодняшним антиамериканским настроениям. Спасибо авторам хотя бы за это. Как и за то, что они позволили себе на государственном канале слегка поерничать над застарелыми клише антинатовской пропаганды.

    Увы, этого оказалось слишком мало на восемь серий "Достояния" государственного канала. Водевиль водевилем делают не только забавные ситуации, но и эксцентричные характеры. Но и музыкальные номера, коим сразу после премьеры суждено стать шлягерами. Самый образцово-выпуклый пример в этом отношении - "Небесный тихоход". Есть и другой пример - "Гусарская баллада".

    Так или иначе, удачен или провален сериал "Национальное достояние", нам, зрителям, дали понять, что защитники Отечества могут быть комичными, попадать в пикантные ситуации, чтобы с честью и достоинством из них выйти. Но было бы странно, если бы в такой день нам не напомнили, что есть и враги Отечества. И что они всегда были. И что, возможно, они всегда будут.

    Иудушки

    Телеканал "Россия" приурочил показ документального фильма "Лев Троцкий. Тайна мировой революции" к 90-летию Февральской революции. Это больше, чем фильм. Это акция. После просмотра все в истории нашего многострадального отечества стало на свои места.

    Года три назад одна из создательниц и вдохновительниц фильма про иудушку Бронштейна госпожа Чавчавадзе поработала над картиной про иудушку Ульянова. Называлась она "Кто заплатил Ленину? Тайна века".

    Эта тайна давно уже - секрет Полишинеля. Давно известно, что германское правительство в какой-то степени финансировало так называемый "Великий Октябрь". Известна была и роль Парвуса в этом деле.

    Картина была примечательна другим. Она имела документальный покров в виде взятых крупным планом документов и подписей, а под ним кипело мифологическое варево.

    Для сегодняшней публики, столь наэлектризованной ксенофобскими настроениями, важны ведь не автографы исторических персонажей, а их фамилии. Здесь упование на темные, подсознательные антисемитские инстинкты толпы.

    Фильм этот был примечателен вот еще в каком отношении. Похоже, что новоявленные историки, отлаживая, отстраивая свою концепцию исторического становления российской государственности, решили "сдать" товарища Ленина и в грязь втоптать его образ, чтобы заставить сиять заново образ товарища Сталина. Он и засиял на телеканале НТВ. См. сериал "Сталин. Live".

    Ленин, мол, окружил себя инородцами, нудил что-то об интернационализме, тогда как Сталин сбросил их с Олимпа и отправил всю эту носатую публику к чертовой бабушке, в Тартар. А теперь и добрый дедушка Ильич туда должен последовать?

    Фильм о Троцком довершает новый "Краткий курс ВКП(б)", начертанный Еленой Чавчавадзе. Согласно ему и Февраль 17-го, когда был низложен царь, является плодом все того же заговора по расчленению и уничтожению великого государства Российского. Но в данном случае роковую роль сыграл иудушка Бронштейн.

    Поделиться