27.02.2007 03:50
    Поделиться

    "Молчунов" отправят к ЧУКам

    Часть их средств предполагается передать в частные управляющие компании

    "Российская бизнес-газета" обратилась к заместителю руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Сергею Харламову с просьбой прокомментировать данные поправки.

    - Сергей Константинович, в чем заключается суть поправок, которые были внесены в закон об инвестировании пенсионных накоплений?

    - По замыслу пенсионной реформы пенсия состоит из базовой, страховой и накопительной частей. На сегодня более 90 процентов будущих пенсионеров, имеющих право на накопительные пенсии, не определились в выборе частных институтов для инвестирования своих пенсионных накоплений, то есть их средства управляются государственной управляющей компанией. Таких не определившихся граждан стали называть "молчунами". Причем надо отметить, что средства "молчунов" (правовая природа этих средств состоит в том, что они принадлежат государству) вкладываются в консервативные инструменты, а именно в государственные ценные бумаги, что в некотором смысле напоминает "перекладывание" денег из одного кармана в другой. Предполагается, что накопительная часть трудовой пенсии, инвестируемая в акции и облигации предприятий, долговые бумаги субъектов Российской Федерации, ипотечные ценные бумаги и другие финансовые инструменты, будет обеспечивать рост экономики государства, устойчивость финансовой системы и, как результат, обеспечит необходимую надежность и сохранность в части защиты от инфляции, а также доходность от инвестирования средств накопительной части пенсии. Но для того чтобы обеспечить такое инвестирование, необходимо, чтобы будущие пенсионеры не были пассивны, а выбирали частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. Поэтому вполне понятно, что встал вопрос: как решать проблему "молчунов"? Минэкономразвития, минфин и Федеральная служба по финансовым рынкам разработали поправки в федеральный закон об инвестировании пенсионных накоплений. Эти изменения предлагают расширение перечня финансовых инструментов, в которые возможно было бы инвестировать накопления, а также изменение порядка инвестирования средств "молчунов" путем передачи части этих средств в частные управляющие компании (ЧУКи), которые могли бы формировать потенциально более доходные портфели по отношению к портфелю государственной управляющей компании. Доход, полученный государственной УК и упомянутыми ЧУКами, впоследствии зачислялся бы Пенсионным фондом России на счета "молчунов".

    - Какой процент "молчунов" из 96 перейдет к частным компаниям?

    - Предполагается, что такое решение будет принимать правительство на уровне своего нормативного документа. Решение будет учитывать рыночную ситуацию, также оно будет определяться прогнозами и планами соответствующих финансовых ведомств.

    - По какому принципу будут отбирать частные компании?

    - Предполагалось, что это будут компании из числа тех, которые уже работают со средствами пенсионных накоплений, то есть уже имеют соответствующий опыт работы с накоплениями, но удовлетворяющие более жестким критериям отбора, определяемым правительством.

    - Допустим, что 96 процентов "молчунов" остались в государственной компании не случайно, а просто из-за того, что больше доверяют ей, по какому принципу будут переводиться их средства - с их ведома или без?

    - Конечно, какая-то часть "молчунов", возможно, осознанно не выбирала частные институты, предпочитая остаться в государственной управляющей компании. Однако если говорить об изменении порядка инвестирования средств "молчунов", то можно предложить достаточный переходный период для того, чтобы в случае, если человек больше доверяет государственной компании, он мог бы явно об этом сказать, указав на это в том заявлении, которое он ежегодно получает от ПФР. Если же "молчун" останется "молчуном" и ему все равно, то его средства будут инвестироваться частными и государственной компаниями. К сожалению, дела с "обучением" граждан в этой части обстоят очень плохо. Я полагаю, что в первую очередь необходимо провести широкое информирование граждан по поводу инвестирования пенсионных накоплений, а также выбора тех или иных портфелей и присущих им рисков и т.д. То есть каждый гражданин должен четко представлять, какую долю его пенсии будет составлять накопительная составляющая, иметь возможность провести оценочные расчеты для различных вариантов и в зависимости от этого принимать решение, куда передавать свои средства - либо в государственную компанию, либо в частную.

    - В зависимости от инвестирования средств частной компании, какой процент будут получать граждане?

    - Доход управляющих компаний будет распределяться по счетам, персонифицированным по каждому застрахованному лицу в пенсионном фонде. На этих счетах, в зависимости от полученного компаниями дохода от инвестирования, будет отражаться соответствующая доля этих доходов. Одна из существенных сторон реформы как раз заключается в том, чтобы побудить граждан к выбору частных компаний с более высокими доходами и приемлемыми для граждан рисками, чтобы инвестирование средств производилось в инструменты, которые способствовали бы развитию экономики. Таким образом решалась бы двуединая задача: средства, вложенные в производство при позитивном развитии экономики, будут приносить в долгосрочном периоде и больший доход, нежели государственные бумаги.

    - Как выбрать управляющую компанию, которая принесла бы больший доход?

    - У компаний есть обязанность раскрывать информацию о той доходности, которую она получила по соответствующему портфелю под ее управлением, а также иную информацию, которую она обязана раскрывать о своей деятельности. Эта информация передается в ПФР, где, собственно, ее и можно будет получить.

    - Чем вызвана недавно прозвучавшая инициатива минздравсоцразвития о свертывании накопительной системы до 2013 года? Что, такая острая нехватка денег?

    - Проблемы с дефицитом Пенсионного фонда не раз обсуждались в СМИ. Полагаю, что это тема напрямую не связана с предложениями минздравсоцразвития. Да и сами эти предложения, на мой взгляд, без достаточной проработки и необходимых обоснований не должны быть предметом для широкой дискуссии. Тема эта очень тонкая и затрагивает каждого из нас, поскольку касается нашего будущего. Поэтому в "сыром виде" очень легко может стать предметом для досужих домыслов и спекуляций. Думается, что речь не должна идти о том, чтобы пенсионная реформа сворачивалась, откатываясь в прошлое. Накопительная пенсия должна стать в существенной части основой дальнейшего благополучия будущего пенсионера. Ведь речь идет о молодых людях, о тех, кто на сегодняшний день не достиг пенсионного возраста.

    Накопительные системы должны быть прозрачны и понятны гражданам. Информация о них должна быть доступна как с точки зрения ее получения, так и с точки зрения ее понимания. Накопительные системы должны развиваться не только и не столько под патронажем государства, сколько государство должно обеспечивать условия, стимулирующие к развитию таких систем со стороны работодателей, а также побуждать к этому самих граждан. В данном случае я имею в виду развитие частных пенсионных схем, имеющих правильные налоговые режимы функционирования.

    - В чем все-таки основная проблема пенсионной реформы?

    - На мой взгляд, это несущественность накопительной составляющей, если ее сопоставить с базовой и страховой частями. А также критически плохое информирование граждан об инвестировании средств накопительной части пенсии, которое тоже является проблемой пенсионной реформы.

    - Предположим, что частная компания, куда вложены пенсионные сбережения, по тем или иным причинам станет банкротом. Что будет с накоплениями? Они пропадут?

    - Дело в том, что эти средства защищены от риска банкротства, поскольку обособлены в соответствующих инвестиционных портфелях, то есть отделены от средств самой управляющей компании. К тому же в этой системе есть спецдепозитарии, осуществляющие хранение и контроль за инвестированием, а также соблюдением требований законодательства к деятельности УК по инвестированию. Не следует забывать о контроле и надзоре за накопительной системой со стороны государства.

    Между тем

    Управляющие компании по итогам четвертого квартала 2006 года показали среднюю доходность инвестирования пенсионных накоплений на уровне 9,07 процента.

    Согласно предварительной версии рэнкинга "Интерфакс-100. Управление пенсионными накоплениями" по итогам IV квартала 2006 года, подготовленной экспертами "Интерфакс-ЦЭА", в среднем доходность всех 63 портфелей пенсионных накоплений составила 9,07 процента, при этом доходность портфелей частных управляющих в среднем достигла 9,19 процента. В предыдущем квартале средняя по рынку доходность составляла 3,53 процента. Таким образом, темп роста пенсионных накоплений в последнем квартале года втрое превысил показатель третьего квартала 2006 года.

    Инфляция по данным Росстата за октябрь-декабрь составила 1,7 процента, превысив уровень предшествующего квартала (1,0 процента в июле-сентябре).

    "Четвертый квартал 2006 года был для управляющих активами очень удачным: на фоне трехкратного роста средней доходности пенсионных портфелей по сравнению с предыдущим кварталом лишь два портфеля оказались убыточными. Интересен тот факт, что все управляющие, придерживающиеся высокорискованных стратегий, оказались в плюсе. Убыточные портфели относятся к группам низкого и умеренного риска", - сообщил главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Станислав Мартюшев.

    Поделиться