Красноярский бизнесмен добился отмены постановления ФМС

Вчера в краевом Арбитражном суде было удовлетворено заявление индивидуального предпринимателя Раимбека Мамаева о признании незаконным постановления об административном нарушении, по которому УФМС обязало его заплатить крупный денежный штраф - 350 тысяч рублей.

 

Работающие в Красноярске гастарбайтеры помнят дни, когда приходилось "штурмовать" отделение миграционной службы, чтобы получить разрешение на трудоустройство. Очереди сюда в январе люди занимали с ночи, прорывались через заборы, ломали двери. Теперь настало время судебной практики.

Мамаева, торгующего на одном из городских рынков, обвинили в нарушении правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности. Во время плановой проверки, проходившей 25 января, сотрудники миграционной службы обнаружили, что торговлю в его контейнере ведет гражданка Киргизии, не имеющая на то специального разрешения.

Бизнесмен решил не сдаваться и решение УФМС обжаловал. В итоге суд встал на его сторону. Поскольку в ходе судебного разбирательства выяснилось, что сотрудники миграционной службы существенно нарушили процедуру: выписывая предпринимателю штраф, протокол ему вручили не в момент составления, в постановлении же не описали объективную сторону правонарушения.

- В крае это первый подобный случай, - пояснила "РГ" пресс-секретарь Арбитражного суда Вера Кириченко. - Гражданин отреагировал очень оперативно и грамотно. Видимо, нашел хороших юристов. Как известно, сейчас вступили в силу новые правила привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан. Если миграционная служба и далее будет выносить постановления с такими нарушениями, число подобных дел будет расти.

Как отмечают в суде, количество административных дел в последнее время резко возросло. Это связано с тем, что многие федеральные структуры активизировали свою работу по проверке деятельности частников. Те, не желая платить крупные штрафы, обращаются в суд. Борьба идет с переменным успехом.

- Юридическая грамотность растет. Да и "сарафанное радио" работает. Ведь мы не делаем различия - простой это предприниматель или государственная структура, - говорит судья Елена Иванова, которая рассматривала заявление Мамаева. - Тем более, что, как следует из моей практики, "государственники" нередко предъявляют высокие требования к другим, забывая при этом предъявлять их себе. Бывает так: мы знаем, что юридическое или физическое лицо действительно виновато, но постановление в его отношении отменяем, поскольку оно было вынесено с нарушениями. Процедура - это тоже закон, и перед ним все равны.

В миграционной службе пока не торопятся комментировать прошедшее судебное разбирательство. Его руководитель Зоя Грудина в течение всего дня ссылалась на занятость. Ее заместитель Людмила Григорьева отметила лишь, что решение судьи было вынесено по формальным признакам.

Адвокат истца Александр Ермашов отмечает, что подобных дел в российской судебной практике не было.

- Конечно, одна из причин в том, что закон недавно вступил в силу, - говорит Ермашов, - наверное, поэтому миграционная служба оказалась не подготовлена должным образом. А это целый ряд процедурных моментов. Непонятна, к примеру, сама форма протоколов. Ведь фиксация нарушения должна быть оформлена таким образом, чтобы не возникло сомнения в юридическом факте.
Защитник не исключает, что оштрафованные коммерсанты отправятся по стопам Раимбека Мамаева в Арбитражный суд. Поэтому миграционная служба должна навести порядок в своей документации в соответствии с КОАП.

В случае с использованием нелегальной рабочей силы миграционным службам предстоит доказывать, что иностранцы действительно работали, а не оказались в данном месте случайно. Если говорить о рынках, то здесь, наверняка, не обойтись без «контрольных закупок», подтверждающих, что иностранец действительно продает товар.

Кстати, по словам юристов, государственные структуры очень часто забывают разъяснить гражданам их конституционное право на защиту, допускают неточности при оформлении протоколов и иной документации, что становится поводом для судебного решения в пользу противоположной стороны.