28.02.2007 03:55
    Поделиться

    Борис Надеждин дал ответ Михаилу Барщевскому

    Ну что ж... Когда такой человек, как Михаил Барщевский, интеллект и жизненный опыт которого не вызывают никаких сомнений, вдруг начинает новую для себя деятельность - политику - с того, что поливает грязью "старых демократов" и собирается возглавить партию, которая до сих пор занималась в основном борьбой с этими самыми демократами, возникает естественный вопрос: кому и зачем это надо?

    Предположение первое: Барщевский действительно думает, что СПС и другие "старые демократы" все провалили в 90-е годы. Он действительно думает, что партия "Свободная Россия", если сменить ее название, поставить во главе партии Барщевского и Кононенко, выиграет выборы в Думу. Он действительно думает, что такая партия - это реальная, новая правая оппозиция "Единой России", а "Союз правых сил" во главе с Никитой Белых - старая, ненастоящая, продажная.

    Оценка господином Барщевским 90-х годов и роли СПС сильно зависит от его личных планов. Я напомню, что Барщевский был выдвинут в первой тройке списка СПС в депутаты Московской городской Думы. Вот что он говорил на съезде СПС 24 сентября 2005 года: "Я сегодня подходил к этому зданию и подумал о том, что, если бы не те 9 месяцев, когда Егор Тимурович Гайдар возглавлял правительство, мы бы сегодня жили в другой стране. Мы как-то забыли о том, что за эти годы мы совершенно спокойно стали ездить по всему миру, не унизительно обменивая 40 рублей по курсу 0,63. И я хочу за это поблагодарить вас, членов СПС... Хочу воспользоваться возможностью выступить перед вами и просто сказать, что я рядовой избиратель, я не член никакой партии, просто спасибо вам за то, что вы сделали для моей страны, для вашей страны, для страны, которую мы все, в общем-то, любим, иначе мы отсюда давно бы уехали". Вероятно, оценка роли реформаторов 90-х вообще и СПС в частности поменялась у Михаила Юрьевича роковым образом после того, как нам пришлось - во имя объединения демократов - отказаться от выдвижения списка СПС, где он числился, и пойти на выдвижение объединенного списка в Мосгордуму на базе партии "Яблоко", уже без него.

    К вопросу об оппозиционности, "старости" и заигрывании с властью. Лидером партии "Союз правых сил" является Никита Белых. Ему 31 год. Когда Белых согласился возглавить СПС, он ушел в отставку с поста вице-губернатора Пермской области. Сегодня Белых лично возглавляет списки СПС на выборах во всех регионах. Он ездит по всей стране: за неделю 3-4 региона, десятки встреч с тысячами избирателей. Все агитационные материалы СПС жестко критикуют "Единую Россию". За это нас пытаются снять с выборов, запрещают встречи, милиция задерживает агитаторов. Делает ли что-то подобное нынешняя "Свободная Россия"? Сделали ли хоть что-то вопреки нынешней власти лично Барщевский или Кононенко как будущие лидеры этой партии? Ушел ли Барщевский в отставку с госслужбы? Ездит ли он по стране, выступая перед избирателями? В конце концов хоть в одном регионе партия "Свободная Россия" участвует сейчас в выборах?

    В одном из своих выступлений Барщевский назвал Никиту Белых "фиговым листком", прикрывающим истинных руководителей СПС, к которым он почему-то отнес Чубайса, Коха, Гайдара. До сих пор нам приходилось слышать подобные утверждения от наших оппонентов типа Зюганова или Жириновского. Как можно отличить реального лидера партии от "подставного"? Очень просто: реальный лидер партии лично выдвигается на выборах во главе партии. Реальный лидер партии избран на съезде партии, он лично руководит съездом партии, заседаниями политсовета и президиума, лично руководит работой партийного аппарата. Лично принимает финансовые, кадровые, а главное - политические решения. Все это в СПС сегодня делает именно Никита Белых, и никто другой. Называемые в этой связи другие лица, включая Анатолия Чубайса, эту работу не делают и соответственно лидерами СПС не являются. Представление о том, что в наше время можно каким-то образом руководить демократической партией, не участвуя лично в управлении, не участвуя лично в выборах, не выступая от имени партии в средствах массовой информации, является совершенно диким - во всяком случае для человека, считающего себя либералом. Хочу подчеркнуть, что новое руководство СПС, включая Никиту Белых и других членов президиума партии, относится к Гайдару и Чубайсу с огромным уважением. Эти люди уже вошли в энциклопедии и учебники истории ХХ века. Их мнение, их советы для нас очень много значат, но партией руководят не они.

    Но допустим даже, что Барщевский действительно разочаровался в СПС и других "старых демократах" не на прошлой неделе, а сразу после нашего поражения в декабре 2003 года. Допустим, что он действительно понял тогда, что надо создавать новую партию. Допустим, что он уже тогда догадался, что Чубайс и Гайдар - это плохо, а Кононенко - это хорошо. Почему же о создании новой партии взамен старых объявляется не в начале 2004 года, когда есть еще три года до старта следующих выборов, когда СПС действительно лежит в руинах, когда прежнее руководство СПС ушло в отставку, когда партию покидают многие региональные руководители, когда от партии отворачиваются спонсоры? Почему о создании новой партии объявляется в феврале 2007 года - в разгар региональной избирательной кампании, за несколько месяцев до начала федеральной избирательной кампании? Кто-нибудь поверит, что при нынешних порядках можно создать сильную демократическую партию за несколько месяцев? Кто-нибудь поверит, что вообще можно создать новую партию без прямого указания Кремля? Почему о создании новой партии объявляется именно перед выборами 11 марта, на которых СПС пытается противостоять "Единой России" и жестко критикует власть?

    Совершенно очевидно, что наше первое предположение неверно: если бы такой умный и ответственный человек, как Михаил Барщевский, действительно хотел бы создать новую партию взамен СПС, разочаровавшись в нас по итогам 90-х годов и поражения 2003 года, он бы стал это делать не сейчас, а гораздо раньше. Он бы не стал этого делать тогда, когда СПС встал на ноги, выдвинул нового, молодого, энергичного лидера. Он бы не стал этого делать, связавшись накануне выборов с партией, малоизвестной не только избирателям, но и ему самому.

    Следовательно, более обоснованным выглядит другое предположение, к сожалению, обидное для Барщевского и "Свободной России": вся эта история затеяна исключительно для того, чтобы создать противовес "Союзу правых сил", который, как считают некоторые начальники "Единой России", слишком усилился в последнее время, особенно после неожиданного для многих успеха обновленного СПС на выборах в Пермском крае. Напомню, что СПС во главе с Никитой Белых занял уверенное второе место после "Единой России", при этом на 142 избирательных участках опередив партию власти. Выборы в Перми состоялись 3 декабря прошедшего года. Угадайте, когда Барщевский публично объявил о том, что он дал согласие войти в руководство "Свободной России"? Ну, конечно же, 4 декабря - на следующий день после пермских выборов! И это при том, что прежнее руководство "Свободной России" долго уговаривало Барщевского и ряд других известных людей (назывались еще Владимир Познер, Владимир Соловьев, Ксения Собчак) вступить в партию "Свободная Россия" на их съезде 22 ноября прошлого года. Вот так - до выборов в Перми не решался войти в их партию, а после победы СПС в Перми как-то сразу понял: все, конец СПС, старые мы и никчемные...

    Не стал бы тратить время на всю эту историю, если бы не мое уважение к Михаилу Барщевскому - заслуженному юристу, выдающемуся адвокату, интересному писателю, интеллигентному человеку, искренне разделяющему либеральные убеждения. К тому же Барщевский - мой давний хороший знакомый. Обидно, когда такого человека используют. Вдвойне обидно, когда его используют против тех, кто думает о России, о свободе, о демократии так же, как и он (я готов подписаться под каждым словом статьи Михаила Юрьевича, где он говорит о проблемах России). И уж совсем тяжело, когда понимаешь, с какой компанией он связался.

    Тут придется сказать несколько слов о проекте "Свободная Россия". Начался этот проект под другим названием, что-то вроде "Сетевая партия". В марте 2004 года оргкомитет партии с названием "Свободная Россия" возглавила Ирина Хакамада после своего выхода из СПС. Однако, когда Хакамада провела учредительный съезд и сдала документы в минюст на регистрацию, оказалось, что "Сетевая партия" только что на своем съезде без лишнего шума переименовалась как раз в "Свободную Россию", так что название уже занято. Второй раз эта замечательная организация прославилась на выборах Мосгордумы в декабре 2005 года, где СПС и "Яблоко" выдвинули единый список на базе партии "Яблоко". Собственно, вся агитация "Свободной России" свелась к лозунгу: "Не голосуйте за "Яблоко", оно гнилое". Напомню, что в итоге "Яблоко" получило в Москве 11 процентов, а "Свободная Россия" - 2. Единственный заметный позитивный результат "Свободной России" на выборах - это преодоление 7-процентного барьера в Новгородской области 8 октября 2006 года. Но этот успех связан с деятельностью конкретных людей - политтехнолога Антона Бакова (уже в СПС) и предпринимателя Константина Бабкина (ведет переговоры с СПС). Наконец, о заказных статьях против партии "Свободная Россия". Уж в чем только не обвиняли руководство СПС, но пока никто не упрекал нас в идиотизме. Любой политтехнолог знает, что заказывать статьи, направленные против малоизвестной партии, - это идиотизм. Мы в СПС такими глупостями не занимаемся. Вот иногда граждане, желающие прославиться, сами про себя скандалы заказывают - это бывает, тут политтехнологи подтвердят. А чтоб известная партия заказывала статьи против неизвестной - так не бывает.

    Кроме Барщевского, в эту партию мобилизованы несколько мастеров культуры, все люди очень достойные, хотя от политики до сих пор далекие. Но вот об одном персонаже стоит сказать особо. Это Максим Кононенко, известный аудитории "Живого Журнала" и телезрителям канала НТВ как Мистер Паркер. Уважаемый Михаил Юрьевич! Прежде чем мобилизовать это юное дарование в политику, вам бы следовало ознакомиться с его представлениями о мире и о себе. Мистер Паркер! Если вы думаете, что после закрытия блога нигде не остается его содержания, вы ошибаетесь. Пока вы не идете в политику, никому нет дела до того, что вы пишете в своем блоге. Но с того момента, как вы будете объявлены одним из членов высшего совета политической партии, ваши идеи и слова перестанут быть вашим частным делом.

    Будущее этого проекта печально в любом случае. Если оставаться в рамках поставленных начальством задач - поливать грязью СПС, отнимать на выборах голоса у демократов - славы и уважения потомков не снискать уж точно, хотя чины и звания получить можно. Если ставить задачу прорваться в парламент, вытеснить "старых демократов", стать независимой от начальства партией - придется пожертвовать очень многим. Не только карьерой чиновника или телеведущего, но и репутацией, а то и собственностью и свободой. Кто сомневается - посмотрите на судьбу Михаила Касьянова. Стартовые позиции его были куда сильнее, чем у Михаила Барщевского: и по прежней должности, и по степени известности, и по внешним данным. И что сделали с человеком? Облили грязью с ног до головы, дачу отнимают, по уголовным делам допрашивают. Впрочем, за Михаила Барщевского мы можем быть спокойны. Он не такой.

    Поделиться