Правда, делать ставки на возможные результаты подобных посещений руководители внешнеполитического ведомства не спешат.
Когда почти год назад, 3 марта 2006 года, председатель политбюро ХАМАС Халед Машааль впервые приехал в Москву, это воспринималось как сенсация. Второй его визит в российскую столицу уже проходил в абсолютно нормальной рабочей обстановке, без ажиотажа и погони за сенсацией со стороны СМИ. В понедельник палестинская делегация встречалась со спецпредставителем президента России по Ближнему Востоку, заместителем министра иностранных дел Александром Салтановым. А во вторник Халеда Машааля принял глава российского МИДа Сергей Лавров. Их встреча продолжалась почти три часа.
На то, что в ближайшее время в палестино-израильских отношениях должны произойти качественные изменения, надеются практически все эксперты по Ближнему Востоку. Слишком интенсивными за последние несколько недель были консультации между основными игроками ближневосточного урегулирования. Беспрецедентно часто стали встречаться на уровне министров иностранных дел участники "квартета" международных посредников. При этом предельно оптимистично о своих внутрипалестинских договоренностях говорят сами палестинские лидеры. Даже вечно воинственно настроенный Машааль в Москве заявил: "Мы не хотим воевать ни с кем, даже с США".
Теперь становится все более очевидно, что на состоявшейся в первых числах февраля в Вашингтоне встрече "четверки" международных посредников был выработан некий конкретный план дальнейших действий.
Сначала 19 февраля госсекретарь США Кондолиза Райс организовала переговоры израильского премьера Эхуда Ольмерта с главой Палестины Махмудом Аббасом. О результатах этой встречи она рассказала членам "квартета" в Берлине в прошлую среду. Теперь в Москве Сергей Лавров объясняет позицию "квартета" Халеду Машаалю. Ожидается, что через несколько недель, скорее всего в Египте, состоится новая встреча "квартета". На этот раз главным докладчиком явно будет российский министр. Впрочем, очевидно, что как минимум с Кондолизой Райс Сергей Лавров найдет возможность обсудить итоги переговоров с ХАМАС уже в ближайшее время.
В том, что палестинское руководство внимательно следит за новыми веяниями в международной политике, сомневаться не приходится. Проанализировав ситуацию, лидеры ХАМАС явно решили вновь использовать хорошо проверенную за прошедшие десятилетия схему отношений палестинцев с Советским Союзом. Не секрет, что в те годы многие страны на Ближнем Востоке и в Африке активно "сотрудничали" с Москвой в обмен на помощь.
Напрямую денег и оружия теперь у России Машааль не просил. Но подход остался прежним. В новом виде требования главы ХАМАС опять свелись к двум пунктам: защитить палестинцев от Запада и повлиять на скорейшее снятие экономических санкций. "Мы хотим, чтобы Россия помешала внешнему давлению, - прямо заявил Машааль в Москве. - Мы требуем, чтобы была снята блокада Палестины. Мы не хотим, чтобы голодали женщины и дети".
Не хотят этого и в Москве. По словам Лаврова, на 13 марта назначена специальная встреча, на которой будут рассмотрены механизмы помощи палестинскому правительству. В МИД России не скрывают, что во время переговоров постараются убедить своих коллег по "квартету" как можно быстрее возобновить финансовую помощь автономии. "Мы добиваемся, чтобы все международное сообщество поддержало мирный процесс и сделало его необратимым, в том числе помогало снятию блокады с Палестины", - заявил Лавров на встрече с Машаалем.
Другое дело - "мешать внешнему давлению". На конфронтацию с Западом Россия идти не собирается. Более того: в рамках "квартета" российские дипломаты не раз соглашались с заявлениями американцев о том, что на Палестину следует оказывать определенное давление для того, чтобы палестинцы в целом и ХАМАС в частности наконец признали Израиль. Правда, Москва говорит не о давлении, а об интенсивных консультациях с палестинскими коллегами. Разница, согласитесь, есть. Оставаясь при своем мнении по многим аспектам ближневосточного урегулирования, Россия, очевидно, не собирается выглядеть "белой вороной" среди остальных членов "квартета".
Кстати
Сергей Лавров уже неоднократно призывал своих коллег к совместной работе над общей согласованной позицией. И похоже, что в итоге остальные участники "квартета" с ним согласились. Во всяком случае Вашингтон явно больше не претендует на роль главного идеолога ближневосточного урегулирования.