28.02.2007 01:40
    Поделиться

    Средний Урал: лекарственного бунта не будет

    Внушительный десант пилюль завезли в регион едва ли не одновременно с публичным распоряжением президента Путина ведомству министра Зурабова немедленно разобраться с проблемой обеспечения лекарствами федеральных льготников. Совпадение, вероятно, случайное, но действенное. Завезенные медикаменты даже на складе отлежаться не успели, пошли в народ с колес.

    Уже вчера большую часть препаратов развезли по аптекам крупных городов области, а сегодня у больных диабетом, сердечников, страдающих бронхиальной астмой и онкологическими заболеваниями - праздник льготного рецепта.

    Хроника кризиса

    «Российская газета» неоднократно писала о сложной ситуации с обеспечением федеральных льготников лекарствами. Первыми кризис почувствовали больные диабетом. Поставки инсулина в регион сократились уже с середины осени. К январю в компанию к диабетикам присоединились сердечники и астматики.

    Количество не обеспеченных лекарствами льготных рецептов только в екатеринбургских аптеках приблизилось к 60 тысячам. А это значит, что шестьдесят тысяч раз возникала угроза жизни и здоровью людей, признанных инвалидами и выживающих только благодаря вовремя принятому препарату.

    Долг за прошлый год по оплате за поставку льготных лекарств в Свердловской области достиг 1,2 миллиарда рублей, у соседей челябинцев - 800 миллионов, в Тюменской области оказалась самая скромная недоимка - 400 миллионов.

    Ситуация с обеспечением населения льготными лекарствами на совещании у полномочного представителя президента в УрФО Петра Латышева была признана не просто сложной, а чрезвычайной. По мнению заместителя полпреда Виктора Басаргина, по сути, перечеркнуты все усилия предыдущих лет.

    Если год назад в листах ожидания в целом по УрФО находились от 30 до 32 тысяч рецептов на бесплатные лекарства, то в середине февраля нынешнего года такими показателями могли похвастать только самые запасливые области, входящие в состав УрФО. Притом, что в наступившем году увеличения финансирования программы по началу не планировалось.

    Жизнь на лимите

    Свердловской области предполагалось выделить из федерального бюджета чуть больше миллиарда рублей. То есть почти столько, чтобы расплатиться по долгам и развести перед льготниками руками: лекарств нет, потому что нет денег.

    В предвкушении горькой пилюли региональный минздрав ввел жесткие правила жизни по рецепту. Врачам запретили выписывать в течение месяца одному льготнику более двух рецептов. Они имели право выдавать льготникам рецепты только на жизненно необходимые препараты и предпочтительно российского производства, чтоб уложиться в отведенную квоту - 600 рублей.

    Именно в необдуманном финансировании, по мнению отдельных специалистов, была главная беда льготной социальной программы. Был допущен большой перерасход средств, возникли долги перед поставщиками препаратов, которые не уверены, что заказ будет оплачен, и не перестали отпускать лекарства в долг. Поставщиков можно понять: дефицит финансирования в целом по стране достиг 20 миллиардов рублей.

    В конце прошлого года в ведомстве Михаила Зурабова решили «экономить» и перевели регионы в режим лимита. Но беда в том, что приказ «затянуть пояса» оказался не совсем эффективным. Во­первых, потому что явно не решал проблему лекарственного обеспечения, во­вторых, он вызвал у большинства льготников только раздражение и стойкое чувство брошенности на произвол судьбы. И, наконец, в­третьих, жесткое лимитирование было так же не просчитано, как и лекарственная расточительность.

    Рецептовая зависимость

    Большинству лечащих врачей приходилось переступать этот жесткий запрет, потому что значительная часть препаратов в России не производится и за назначенную сверху цену просто нигде не продается. "Ну как мне врач может выписать рецепт на 600 рублей, если месячная норма инсулина стоит более тысячи?", - недоумевает шестидесятилетняя Валентина Кузнецова, получившая статус инвалида второй группы полтора года назад и тогда же ставшая федеральным льготником.

    В инсулине бабушке Вале, конечно, отказать не смогли, но количество выписываемых по льготным рецептам лекарств сократили вдвое. Старушка отныне из скромной пенсии должна покупать сахаропонижающие препараты и сердечные капли. Сами врачи признают: полноценно лечить пациентов невозможно, в некоторых случаях невозможно даже соблюсти стандарты базисной терапии по некоторым заболеваниям.

    Капли пришлось выпить тут же, как только Кузнецова узнала, что и доступ в аптеки ей ограничили. Льготные лекарства она имела право искать только в одной, прикрепленной к поликлинике аптеке. Тогда как раньше ее обслуживали не менее десятка фармацевтических пунктов.

    Лекарства вскладчину

    Узелок на шее социальной программы затягивался, пока за поиски выхода из кризиса всерьез совместно не взялись как федеральные, так и региональные власти. На общегосударственном уровне решено увеличить финансирование программы, а регионам предложено подумать о своих финансовых возможностях.
    В уральском регионе первыми осознали, что нельзя в вопросах обеспечения лекарствами делить население на своих и чужих (федеральных и региональных льготников), власти Свердловской и Челябинской областей.

    На Южном Урале руководители здравоохранения предложили губернатору Петру Сумину меры, способные на региональном уровне компенсировать южноуральцам недостатки системы льготного лекарственного обеспечения. На приобретение лекарственных препаратов для больных сахарным диабетом, заболеваниями крови и онкологией будут направлены средства областной целевой программы по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье"

    От "Здоровья" на лекарства уйдет 100 миллионов рублей. Кроме того, за счет областного бюджета планируется выделить средства областному аптечному складу, с тем, чтобы оперативно обеспечить лекарствами неотоваренные рецепты.

    Буквально вчера и в Свердловском областном правительстве приняли решение выделить из регионального бюджета деньги на прикрытие лекарственной бреши. Как сообщили нам в пресс­службе областного минздрава, пока речь идет о ста миллионах рублей региональной помощи для федеральных льготников.

    мнение

    Нина Муратова,
    заместитель министра здравоохранения Свердловской области:

    - Финансовое управление программой ДЛО было потеряно, допущен большой перерасход средств, но в наших силах вернуть программе его социальную значимость, работая в новых условиях финансирования. Это подразумевает, что врачи должны считать, сколько стоит препарат, и с учетом этого выписывать рецепт. Надо приучить их вдумчиво подходить к выбору препарата: если есть возможность вместо дорогостоящего средства использовать недорогое, но не менее эффективное, надо отдавать предпочтение недорогому. Может быть, для этого понадобится даже изменить схему лечения. Но, уверена, на это можно пойти: не обязательно назначать препараты, которые не имеют доказанной эффективности, но по какой­то непонятной логике оказались включенными в перечень лекарств. Очень важно для предотвращения кризисов, чтобы четко исполняли свои функции структуры федерального уровня, чтобы не было такой ситуации: мы заказываем дешевый препарат, а поступает к нам дорогой. В итоге получается, что препаратов меньше, лимит использован, а на кого­то из льготников денег уже не хватает.

    Поделиться