Словом, при понимании того, что наши экономики взаимодополняемы и нужны друг другу, менеджеры не всегда могут договориться, как сполна использовать этот потенциал. Все дело в экономических интересах, стоящих за позициями сторон, и вот в них-то и следует разобраться.
Как известно, еще в советские времена и задолго до них Беларусь и Россию объединяло единое экономическое пространство. В эпоху глобализации данное обстоятельство становится особенно важным. И в этом - главная причина того, почему наши страны так потянулись друг к другу после распада СССР. Устранение скоропалительно возведенных таможенных границ, выравнивание условий хозяйствования представлялось обоюдовыгодным. Так оно и есть. На сотнях белорусских предприятий из узлов и деталей, поставляемых тысячами российских заводов и фабрик, десятилетиями изготавливались изделия, значительная часть которых затем вновь возвращалась в Россию. Самосвалы и колесные тракторы - наиболее типичные примеры материального белорусско-российского "круговорота".
Этот взаимный интерес лег в основу ряда фундаментальных документов - о создании Таможенного союза, Единого экономического пространства. Со временем таможенные тарифы были почти полностью унифицированы. Однако несколько товарных позиций, по которым сохранились разночтения, быстро выросли в 40-50 взаимных претензий, фактически свидетельствовавших о нежелании той или иной стороны видеть на своей территории "союзного" конкурента. Ситуацию не раз обсуждала межправительственная комиссия высокого уровня, звучали многообещающие заявления, однако дело фактически не двигалось.
Контрпродуктивность такой ситуации все более очевидна. Пониманию этого в немалой степени содействует и грядущее вступление наших стран в ВТО, где ограничение конкуренции, мягко говоря, не приветствуется. И не случайно, несмотря на довольно острую риторику, сопровождавшую недавние белорусско-российские переговоры о поставках нефти и ее транзите, одновременно в Москве было парафировано очень важное межправительственное соглашение о развитии торгово-экономических отношений. Его цель - снять противоречия в торговле. Об этом на прошлой неделе заявил в Минске заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко. Сейчас документ дорабатывается правительствами наших стран. И не исключено, что уже в марте он будет подписан.
О чем конкретно идет речь? Говоря обобщенно - о возврате в экономике к принципам Союзного государства, подчеркнул белорусский дипломат. О приведении условий торговли, нетарифного регулирования в соответствие с нашими прежними договоренностями.
- Мы обсуждаем единые правила предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий, - отметил А. Евдоченко. - Устанавливаем единые рамки для закупок товаров на территории Беларуси и России, то есть обеспечиваем российским товарам наш национальный режим, такой же, какой имеют белорусские товары. Это касается госзакупок, проведения тендеров.
Но одновременно аналогичные условия должны быть созданы и для белорусских товаров в России - как на федеральном, так и региональном уровнях. Кроме того, соглашение подтолкнет к развязке упомянутого нами транзитного узла - даст транспортникам и таможенникам обеих стран правовое основание, чтобы предоставить равные права белорусским и российским операторам автомобильных перевозок. То же можно сказать и о торговле сельхозпродукцией. Пока процедура тут громоздкая. Например, белорусским поставщикам приходится каждую партию товара согласовывать с российским минсельхозом по объему и номенклатуре. Предполагается, что министерства сельского хозяйства договорятся о более свободных условиях поставки продукции, проведению санитарного и ветеринарного контроля. Останется провести взаимную инспекцию предприятий, выпускающих те или иные пищевые товары, дабы убедиться в соблюдении там надлежащих норм и правил. Об этом будут свидетельствовать соответствующие сертификаты, их предъявление позволит значительно упростить продажу продуктов питания в союзную страну.
Таковы планы перспективного взаимодействия, и они уже подкрепляются реальными делами. Беларусь объявила о снятии ограничений на продажу на ее территории российского пива. Похоже, вскоре будет подписано соглашение о поставках в Россию белорусского сахара. Идут переговоры о снятии бюрократических препон на белорусско-российской границе при оформлении временного ввоза автотранспорта. Таким образом, клубок взаимных претензий постепенно распутывается. И если торгово-экономические отношения, как предусмотрено готовящимся соглашением, вернутся в рациональное русло, у наших стран появятся все основания и в этом году достичь рекордного взаимного товарооборота.