- Рашид Гумарович! В начале осени в Гомеле на заседании объединенной коллегии МВД Беларуси и России вы и ваш белорусский коллега Владимир Наумов подчеркивали, что для правоохранительных органов двух стран "Союзное государство уже состоялось".
- Хочу в очередной раз подчеркнуть, что наше сотрудничество с белорусскими коллегами характеризуется наиболее тесными контактами, которые у нас налажены с правоохранительными органами в рамках СНГ. Сложились по-настоящему партнерские, основанные на взаимовыручке отношения.
Основная часть совместно реализуемых МВД России и МВД Беларуси мероприятий определяется межгосударственными программами СНГ на 2005 - 2007 годы в сфере совместных мер борьбы с преступностью, с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также Программой сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2006 - 2008 годы. Причем это двустороннее сотрудничество активно осуществляется в практической плоскости по всем линиям деятельности. Особенно тесное взаимодействие происходит на приграничном уровне. Так, в 2006 году на территории Псковской области проведены две рабочие встречи с представителями УБЭП УВД Витебского облисполкома, в ходе которых обсуждались конкретные вопросы дальнейшего взаимодействия. Было среди прочего спланировано и утверждено проведение совместных мероприятий по пресечению фактов взяточничества и незаконного перемещения грузов.
Учитывая, что преступность носит международный характер, сотрудничество не ограничивается лишь двусторонними рамками. Летом в Гомеле прошло совместное совещание руководителей подразделений криминальной милиции министерств внутренних дел Беларуси, Латвии, Литвы, России и Украины по вопросам приграничного сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел в борьбе с транснациональной организованной преступностью.
- Как осуществляется сотрудничество органов внутренних дел в рамках Союзного государства, каковы его конкретные результаты?
- Анализ уровня сотрудничества подразделений МВД России и МВД Беларуси показывает, что в целом взаимодействие органов внутренних дел Союзного государства носит активный и наступательный характер как на уровне министерств внутренних дел, так и на уровне УВД приграничных областей, отдельных служб и подразделений. На постоянной основе осуществляется сотрудничество подразделений по борьбе с организованной преступностью приграничных с Беларусью Брянской, Смоленской и Псковской областей.
Сложившиеся тесные деловые взаимоотношения дают эффективные результаты, в том числе в сфере борьбы с наркоторговлей, экономической и организованной преступностью. Подтверждением этого является активное участие МВД России и Беларуси в проведении двухэтапной операции "Канал-2006", которая осуществлялась в рамках ОДКБ. В результате было выявлено более 8 тысяч наркопреступлений, в том числе более 4 тысяч - по фактам сбыта наркотиков, более 400 - перевозки наркотиков. Из незаконного оборота изъято свыше 3,5 тонны наркотических средств. Раскрыто более 30 тысяч преступлений общеуголовного характера, изъято 1080 единиц огнестрельного и холодного оружия, материальных ценностей и контрабандных товаров на сумму 18 млн. рублей.
Конкретным примером взаимодействия правоохранительных органов двух государств явилось возбуждение МВД Беларуси на основании материалов департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России уголовного дела в отношении высших должностных лиц тендерной комиссии государственного учреждения "НИИ физической культуры и спорта" Беларуси. В результате совместного проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий задержаны активные участники международных организованных преступных формирований Крейдич и Рыбко, находившиеся в межгосударственном розыске.
В настоящее время МВД России и Беларуси проводится работа в отношении лидеров и участников преступного сообщества, занимавшихся совершением тяжких преступлений на территории Гомельской области, Брянской и Московской областей. Задержаны 6 из 12 лидеров и активных участников данного преступного формирования.
- На последней объединенной коллегии МВД Беларуси и России было принято решение усилить контроль за трудовой миграцией на территории двух стран, наладить более эффективный контроль за розыском преступников и без вести пропавших. В группу приоритетных эти вопросы попали впервые. Чем это вызвано?
- Анализ состояния дел в сфере занятости и рынка труда в России свидетельствует о наличии серьезной заинтересованности нашей экономики в усилении притока трудящихся-мигрантов из-за рубежа, прежде всего из стран СНГ. В ноябре 2006 года правительство Российской Федерации утвердило квоту на выдачу в 2007 году разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы.
Уже сейчас по объему иммиграции наша страна вышла на второе место в мире после США. При этом трудовая иммиграция является самым массовым и динамичным миграционным потоком в России. Привлечение иностранных работников на законных основаниях в экономику страны возросло с 129 тысяч человек в 1994 году до 702,5 тысячи человек в 2005 году - в 5,4 раза. В России официально работают граждане из почти 140 иностранных государств. Не следует, однако, забывать, что, как полагают эксперты, количество законных трудовых мигрантов не превышает 10 - 15 процентов от реального числа работников-мигрантов, находящихся в стране, которое, по разным оценкам, составляет от 7 до 15 млн. человек.
Анализ показывает, что использование иностранной рабочей силы оказывает позитивное влияние на социально-экономическое развитие России. Такие работники создают часть валового внутреннего продукта, обеспечивают определенную конкурентоспособность на рынке ряда российских предприятий. Мигранты, как правило, занимают рабочие места в связи с дефицитом кадров по определенным специальностям. Так, в 2005 году иностранными работниками была заполнена примерно четверть заявленных работодателями вакансий.
Именно в силу всех этих причин проблеме трудовой миграции на современном этапе уделяется огромное внимание и эти вопросы не случайно отнесены к числу приоритетных. Что же касается повышенного внимания к рассмотрению разыскной проблематики, то оно продиктовано главным образом глубоким осознанием того, что неотвратимость наказания преступников является итогом всей деятельности правоохранительных органов.
О масштабах данной темы беспристрастные цифры статистики "говорят" сами за себя. В настоящее время по учетам Межгосударственного информационного банка со стороны МВД России в межгосударственном розыске находятся 70 140 лиц, совершивших преступления, из них 3075 - за убийства, 2877 - разбои, 3842 - грабежи, 16 226 - кражи. МВД Беларуси разыскивается 2136 лиц, совершивших преступления: 47 - за убийства, 92 - разбои, 74 - грабежи, 268 - кражи. В таких условиях мы просто обязаны принять все необходимые меры для организации эффективной работы по розыску лиц, находящихся в межгосударственном розыске, задействовать весь арсенал имеющихся сил и средств правоохранительных органов.
Учитывая трансграничный характер рассматриваемых вопросов, особое значение в их решении принадлежит развитию нашего практического взаимодействия. В межгосударственном розыске находятся 74 570 лиц, пропавших без вести с российской стороны, и 1134 лица - с белорусской. В прошлом году МВД России на своей территории установило местонахождение 9063 без вести пропавших, 7 человек установлены на территории Республики Беларусь. В то же время белорусская сторона установила 160 лиц, без вести пропавших, и 19 человек на территории Российской Федерации.
Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что сегодня рассчитывать на позитивный результат можно, лишь следуя по пути скоординированных совместных усилий. Наше сотрудничество с белорусскими коллегами должно перейти на более высокий качественный уровень работы, необходимо расширить прямые контакты между оперативными подразделениями наших государств, интенсифицировать обмен оперативной информацией, прогрессивными формами и методами осуществления разыскной деятельности.
Полная версия интервью главы МВД России Рашида Нургалиева опубликована в журнале
"Союзное государство".
Москва - Минск