Чтобы работа на стройке закипела, было затрачено немало усилий: чиновники писали письма, выбивали деньги из бюджетов всех уровней. Но вокруг трассы разгорелись жаркие споры. Теперь, когда круглогодичная автомобильная связь с "большой землей" вотвот появится, многие местные жители, в том числе обремененные полномочиями, засомневались: а нужна ли Мезени дорога? Не участвуют в дискуссиях лишь кочующие ненцы. Живут они неподалеку на болотах, пасут многотысячные стада оленей, а в город выбираются редко.
Местные же предприниматели недовольны. На рынке уже торгуют приезжие коммерсанты, которые сбивают цены. С окончанием строительства дороги и у правоохранительных органов, по мнению начальника ОВД по Мезенскому району Юрия Ластовского, появятся большие проблемы. Только ведомство разобралось с организованной преступностью в районе, а тут открывается связь с "большой землей". Гости не только с добрыми намерениями смогут легко добраться до Мезени.
- В первую очередь увеличится миграция населения, в том числе пойдет поток жителей ближнего зарубежья, - говорит начальник милиции. - Соответственно, можно смело предсказать рост преступности, в том числе и экологических правонарушений. Я боюсь, что будет больше случаев браконьерства, вредительства. В отдаленных уголках люди не привыкли запирать в домах двери. Для обеспечения безопасности нужны участковые, а средств, в том числе технических, на их содержание у района нет.
Сейчас зимой из Архангельска до Мезени можно доехать по зимнику. На "маршрутке" билеты - от 700 рублей и дороже. Многие полагают, что, когда будет конкуренция между перевозчиками, цены всетаки снизятся. Летом же единственное сообщение Мезени с Архангельском - по воздуху. Авиаперелет в одну сторону стоит чуть меньше трех тысяч рублей. Это практически средняя зарплата в районе.
Крупного производства здесь нет, лесодеревообрабатывающий комбинат обанкротился, многие жители остались без работы, выживают лишь бюджетники и чиновничий аппарат. Основная забота местных жителей - подсобное хозяйство.
Только с появлением постоянного сообщения с "большой землей" можно будет говорить о развитии экономики Мезенского района
В Мезени каждый год возникают проблемы с продуктами. Недавно из-за распутицы в магазинах поселка Каменка совсем не осталось муки. Этот населенный пункт находится на левом берегу, в нем проживает половина населения Мезени, и добраться до него можно только по зимнику.
Строящуюся трассу до Каменки не дотянут, но предлагают другой выход - реконструкцию технологической дороги, которая идет по берегу моря. Это позволит развивать лесопромышленные мощности и круглогодично поставлять на "большую землю" сырье и пиломатериалы.
Ранее заместитель главы администрации Мезенского района по вопросам экономики и финансов Лидия Таранчукова разделяла мнение многих местных бизнесменов.
- У части предпринимателей наверняка есть сомнения по поводу целесообразности строительства этой дороги, - говорит она. - И я сомневалась. Но сегодня уверена, что дорога эта очень важна для нашего района. В первую очередь, постоянное транспортное сообщение удешевит жизнь наших жителеймезенцев, поскольку коммерсантам будет проще завозить продукты питания.
Лев Быков, директор департамента транспорта и связи администрации Архангельской области:
- Необходимо понимать, с какими сложностями мы сталкиваемся, чтобы обеспечить Мезенский, а через него и Лешуконский район, например, топливом или продуктами. Скажем, завоз топлива осуществляется по рекам в короткий двухнедельный период после ледохода и по зимникам зимой. Не будешь же самолетом возить мазут - это очень дорого. Поэтому строительство дороги для нас очень важно.
Игорь Заборский, глава муниципального образования "Мезенский район":
- Если к нашему району не будет проложена дорога, то из Мезени просто уйдет жизнь. А сейчас, когда мы знаем, что дорога строится, мы можем просчитывать варианты социальноэкономического развития. Например, сфера туризма. Именно в нашем районе сохранился уклад жизни поморов. Здесь интересно посмотреть на добычу семги и на наших мезенских лошадей. У нас есть полуостров Камень, там живут коренные ненцы, они добывают оленину и рыбу. С появлением транспортной артерии мы могли бы организовать, допустим, производство рыбных консервов и выходить на архангельский рынок. Также дорога - это экономическая составляющая региона. Например, появится возможность строительства приливной электростанции. Вопервых, это будут рабочие места для населения, во-вторых - налоговые поступления и формирование местного бюджета.
Но не нужно забывать и о том, что Мезенский район - это не только сама Мезень. Территория муниципального образования большая, поэтому у нас всегда останутся места, куда можно добраться только по воздуху или по зимним трассам.
Справка "РГ"
Строительство дороги Архангельск-Мезень длится более семи лет. В 2000 году закончен капитальный ремонт отрезка трассы до Пинеги. В 2004-м на строительные работы выделили 180 миллионов рублей. Затем работы были приостановлены, в 2006 году средства появились вновь. В этом году объем финансирования строительства дороги на Мезень - 273 миллиона рублей. Они заложены как в федеральном бюджете, так и по планам социальноэкономической программы Архангельской области. Стоимость дороги "под ключ"- полмиллиарда рублей.