Владимир Слуцкер: Эстония пытается оправдать фашизм

Прочитал на одном украинском сайте, что царь Аттила вовсе и не царь гуннов, а украинский гетман, принесший в Европу цивилизацию. И поймал себя на том, что рациональных аргументов против этого утверждения подобрать не могу.

Так же как против недавнего высказывания эстонского президента. Он не подписал закон "О сносе запрещенных сооружений", но тотчас заклеймил шайкой бандитов и немецких, и советских солдат. Верно замечено, суждения, которые опираются на импульсы, логически неопровержимы. Ошарашенная мысль перед атакующей бессмысленностью отступает.

Можно, конечно, потратить время и поговорить о плане "Ост" в отношении Прибалтики. В нем большая часть латышей, литовцев и эстонцев подлежали высылке. Ведь, по мнению арийских эсэсовцев, "доля расово полноценных прибалтов невелика". Можно спросить президента Эстонии: победи в войне фашисты, давалась бы в Таллине опера на эстонском языке? Уцелел бы этот язык и эта нация вообще? Можно спросить политиков соседних с Эстонией республик: работал бы театр в Поневежесе, существовал бы в Риге академгородок Латвийской академии наук? И так далее. И президент Эстонии и его коллеги в Литве и Латвии, конечно, знают правильные ответы. Но знают одно, а говорят другое.

Потребовались миллионы жизней, чтобы нацизм безоговорочно капитулировал, а мир был спасен. В том числе отняты были и жизни тех советских солдат, захоронение и памятники которым рассеяны и ухожены по всей Европе. А вот Бронзовый солдат-победитель в центре Таллина заставляет лезть на рожон эстонских наследников карателей. И дело не в памятнике, а в опасной идеологии, которую легально разделяет часть национальной элиты этой страны. Это идеология оправдания нацизма. Те, кто выступал на стороне нацистов, включая эсэсовцев, признаются освободителями. Им ставят памятники, отводят здания под музеи, в их честь назначают новый национальный праздник. В честь тех, на счету которых тысячи уничтоженных этнических эстонцев.

Позиция России в отношении памятника и истеричной кампании вокруг него предельно ясна. Это не только антироссийский выпад против нашей страны, не только эпизод в непростых двусторонних отношениях между Россией и Эстонией. Гораздо тревожнее реабилитация фашизма и нацизма на государственном уровне, которая может быть подхвачена и в других странах Европы.

Фашизм назвали "чумой двадцатого века" не только из-за его беспрецедентной жажды убивать. Его назвали так и за "эпидемическую скорость", с которой он в Европе распространился. Между двумя войнами во многих европейских странах у власти оказались поклонники Гитлера и Муссолини, в том числе и в Прибалтике. И сегодня парады легионеров в Риге, оправдание хорватских усташей, погромы в восточных землях Германии, война с памятниками павших в боях с нацистами, наконец, отрицание Холокоста - все это зловещая череда уже не разрозненных событий.

Сразу после войны Холокост отрицали маргиналы. Теперь в Иране объявляют конкурс карикатур на эту трагедию, проводят конференции с участием разноязычных единомышленников. В начале этого года в Европарламенте появилась целая депутатская "группа против иммиграции", члены которой считают Холокост всего лишь "эпизодом истории". А в США уже более четверти века работает Институт пересмотра истории. Его сотрудники напряженно пытаются "научно" реабилитировать Гитлера, отрицать Холокост, опровергать материалы Нюрнбергского процесса.

Говорить, что это только антисемитизм, значит "обеднять" значение отрицания Холокоста. Это еще и расизм и нацизм. Холокост - символ присущего нацизму тотальной ненависти к человечеству. Отрицая Холокост, неонацисты отрицают уничтожение миллионов людей других, помимо евреев, национальностей, в том числе латышей и эстонцев. Именно поэтому День памяти жертв Холокоста объявлен ООН от лица всего мирового сообщества. Непостижима в связи с этим позиция эстонского руководства. Эстония - один из спонсоров резолюции ООН, которая осуждает любые попытки отрицания Холокоста. А в столице страны готовится расправа над памятником солдатам армии, которая взяла Освенцим.

Сейчас председательствующая в Евросоюзе Германия добивается преследования по закону расизма и отрицания Холокоста в Европе. Между тем, несмотря на членство в ЕС, Эстония не собирается вводить у себя правовую ответственность за это.

Такая безответственная позиция Таллина беспокоит не только Россию. Против планов надругательства над памятником и попыток реабилитации нацизма выступили Бельгия, Германия, Ватикан, Совет Европы. А вот Брюссель как столица Евросоюза ничего не заметил. Да и другие авторитетные международные государственные и общественные организации, имея серьезные рычаги влияния, тоже почему-то молчат.

Между тем бывают случаи, когда молчание равно потворству. Боюсь, что история с Бронзовым солдатом - именно такой случай.

Конечно, не все эстонцы разделяют идеологию оправдания нацизма. Закон "О сносе запрещенных сооружений" прошел случайно, всего двумя голосами. Но его продавливают с какой-то болезненной настойчивостью. И история с памятником еще не закончена, несмотря на вето президента Эстонии. Парламент уже нового созыва сможет, если захочет, повторно направить закон главе государства на подпись. И на этот раз, согласно конституции, он будет вынужден его подписать.