Новости

03.03.2007 04:00
Рубрика: Власть

Не попасть в ловушку

Правительство решало, как будет жить страна следующие три года

- Мы должны из тени нашу экономику выводить и делать это быстро, - подгонял глава кабинета к активным действиям.

В качестве инструмента более эффективного управления он предложил налоговое администрирование. В общем, искать ресурс и при этом создавать условия справедливой конкуренции. "Никто, находясь в тени, не должен обладать большими конкурентными преимуществами, чем те, кто работает справедливо", - заметил Фрадков.

Вчера кабинет министров сделал первый шаг к подвигу: на заседании министры рассматривали не только планы на ближайшие три года в виде прогноза социально-экономического развития страны, но и основные направления налоговой и таможенной политики. А заодно и вопрос о совершенствовании налогового администрирования.

Президент попросил оградить бюджет-2008 от лоббистских нападок депутатов. Отсюда и сроки укорочены. И хотя сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2008 год и на период до 2010 года отправили на доработку до 11 марта, в целом все же одобрили. Правда, с продлением сроков не согласился министр финансов Алексей Кудрин и предупредил коллег, что доработка документа до 11 марта может несколько осложнить подготовку проекта параметров федерального бюджета. В этом случае они могут быть готовы только к 19 марта. "Это существенная сдвижка по времени, но у нас есть шанс войти в график завершения подготовки бюджета и представления его в Госдуму", - заметил глава минфина, фактически переложив ответственность на Грефа. Как известно, до 1 мая проект бюджета на ближайшие три года должен быть представлен в Госдуму.

Кабинет министров вчера решил, что страна должна жить умеренно-оптимистично по соответствующему сценарию. Он исходит из некоторого снижения средней цены барреля нефти марки Urals с 55 в 2007 году до 50 долларов в 2010 году. Темп роста ВВП в 2007 году составит 6,1%, в 2008 и 2009 годах - по 5,9%, а в 2010 году - 6,1%. При этом темп роста промышленного производства составит соответственно 4,3, 4,5, 4,7 и 4,5 процента. В случае реализации этого сценария Греф гарантирует относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. Инфляция запланирована в 2008 году в интервале 6-7%, в 2009-м - 5,5-6,5%, а в 2010 году - 5-6%. Реальные располагаемые доходы населения должны увеличиться на 8,7% в 2008 году, на 7,7% - в 2009 году и на 7,4% - в 2010 году.

В общем, всех все устраивает. Кроме постоянного оппонента прогнозиста - министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. Параметры поддержки АПК страны, заложенные в проекте трехлетнего финансового плана, его явно не удовлетворили. По его мнению, минимальное увеличение бюджетной поддержки сельского хозяйства в 2008 году должно быть в полтора раза больше. Но кроме этого отрасль должна решать вопросы, связанные с тарифами на горюче-смазочные материалы, таможенной и налоговой политикой. "Темпы роста импорта в настоящее время в пять раз выше роста отечественного производства, темпы роста цен на энергоносители опережают инфляцию, - заявил он. - Если кроме бюджетной поддержки не будут решаться вопросы по тарифам, по таможенной и налоговой политике, то никакого роста в сельском хозяйстве в ближайшие пять лет не будет. Я надеюсь, что у всех хватит мужества говорить об этом вслух".

- Я из сдержанного оптимиста на эти три года превратился в пессимиста, - заметил министр.

- Вас сделает оптимистом коллектив ведомства, - попытался прервать совсем не кстати начавшуюся дискуссию Фрадков.

- Тогда мы будем терять темпы, - вставил Гордеев.

- Задачу удвоения ВВП никто не снимал, - совсем запугал весь кабинет премьер.

Здесь Фрадков припомнил и то, что вопрос об инвестициях в таких условиях не просто праздный, а каверзный: где наши инвестиции, а где чужие. В общем, бизнес хочет успеть вскочить в последний вагон, считает премьер, а чиновники, видимо, вставляют ему палки в колеса.

- У нас дорога одна - диверсифицировать экономику, повысить темпы роста экономики, поддержать макроэкономическую стабильность, и декларации будут ни к чему, - продолжил премьер. - Мы все отдекларировали.

Дальнейшую дискуссию волевым решением премьер прекратил. Правда, напоследок поинтересовался, что думают по этому поводу его уважаемые заместители.

Первый заместитель Дмитрий Медведев думал о том, что образовалась разница подходов у правительства и "Газпрома" по долгосрочной политике добычи газа. "Если мы хотим быстрее получить прогноз добычи газа и его транспортировки, то у "Газпрома" - иной подход: он хочет сначала создать рынок долгосрочных контрактов и от реальной ситуации на рынке делать долгосрочный прогноз", - заметил Медведев. Греф же считает, что представить долгосрочный баланс сложно в ситуации, когда по-разному оцениваются потребности, в частности электроэнергетики, в газе. По данным правительства, к 2010 году они составят 186 млрд. кубических метров, а в прогнозе "Газпрома" - 168 млрд. кубометров. "У нас образуется 20 млрд. дефицита, это - несбалансированность", - заметил министр. "Цифра у нас должна быть одна, через призму региональных потребностей это надо решать, губернаторы, полпреды активно этим занимаются, - сказал премьер. - Глаза боятся, но руки делают, а если голову включить - все будет нормально".

Голову включили и рассмотрели еще три вопроса. Замминистра финансов Сергей Шаталов прочел коллегам долгую лекцию на тему основных направлений налоговой политики. Как оказалось, в планах министерства снижать налоги в течение трех лет, но при этом минфин не предлагает снижать налог на добавленную стоимость в ближайшие три года.

По словам Шаталова, в последнее время было принято достаточно много решений, которые способствовали снижению налоговой нагрузки в части НДС. В частности, был изменен порядок вычетов при капитальном строительстве. Кроме того, с 2007 года была введена единая декларация для экспортеров, которые получили возможность уплачивать налог, сальдируя результаты по внешним и внутренним операциям. С 2007 года был введен заявительный порядок принятия к вычету налога вместо ранее действовавшего разрешительного.

В 2008 году из-за вступления в силу этих новаций недопоступление в бюджет по НДС оценивается в размере 260 миллиардов рублей.

Именно поэтому от каких-либо революций финансовое ведомство решило отказаться. Шаталов считает, что есть иные возможности для снижения общей налоговой нагрузки. По его словам, за последние шесть лет были приняты решения, которые позволили уменьшить ее на 6,5% ВВП.

Министерство финансов рассматривает возможность снижения ставки налога на прибыль с 24 до 20% уже в 2008-2010 годах. Снижение налоговой нагрузки жестко увязывается либо с уменьшением бюджетных расходов, либо с увеличением ставки НДПИ. Правда, при этом могут пострадать бюджеты регионов - они недосчитаются около 200 млрд. руб. Но, как считает Шаталов, "снижение налога на прибыль предпочтительнее снижения НДС".

В правительстве уже около двух лет дискутируется возможность снижения ставки НДС с нынешних 18% до 13-15% с одновременной отменой льгот по этому налогу. Минэкономразвития и минфин выступают против резкого снижения НДС, которое, по их расчетам, приведет к значительному снижению доходов бюджета.

Замена НДС налогом с продаж поможет России диверсифицировать экспорт, попытался убедить финансистов руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. "Учитывая, что Россия много экспортирует и наш приоритет - диверсифицировать экспорт, налог с продаж - это хорошее решение избавить от дополнительной нагрузки быстроразвивающиеся компании, которые не занимаются экспортом сырья. Это наш главный аргумент", - заметил Дворкович.

Экспертное управление президента предлагает вообще отменить НДС, а вместо него вернуть налог с продаж в размере 10%, который, по мнению Дворковича, проще администрировать. В то же время, по мнению наблюдателей, введение налога с продаж может привести к росту цен на товары и ударить по карману рядовых потребителей.

Кудрин сообщил, что его ведомство готово обсуждать вопрос дополнительного снижения налогового бремени. "Этот вопрос стоит, и не снимался с повестки", - заметил он, отметив, что за последние пять лет целый ряд налогов сократился на одну треть, а некоторые налоги перестали действовать. Вместе с тем Кудрин выразил озабоченность возможностью возникновения сложной ситуации из-за продолжения снижения налогового бремени одновременно с возникновением дефицита в пенсионной системе. "В ближайшие десять лет пенсионная система потребует дополнительных расходов, которые действующим ныне ЕСН не покроются - возникнет дополнительная нагрузка на бюджет в размере 2 процентов ВВП", - сказал Кудрин. Комментируя это высказывание главного финансиста, Фрадков подчеркнул: "Мы никуда, ни в какую ловушку попадать не собираемся". По словам премьера, снижение налогового бремени должно компенсироваться усилением контроля за собираемостью налогов, но это в то же время "не должно рассматриваться как ужесточение в этой сфере и компенсация недочетов налоговой политики".

Власть Работа власти Госуправление Экономика Макроэкономика Экономика Казна Федеральный бюджет Правительство Программа среднесрочного развития России