06.03.2007 03:50
    Поделиться

    Антимонопольное ведомство планирует усилить контроль за размещение заказов для госнужд

    Теперь у ФАС есть возможность вплотную заняться нарушителями закона о госзакупках. А таких, как считают в антимонопольной службе, сегодня немало.

    Как отмечают, в ФАС количество жалоб, поступающих в антимонопольный орган, ежеквартально увеличивается практически в два раза. В 2006 году ФАС России, вместе с территориальными управлениями провел более 3 тысяч проверок, рассмотрел около 2 800 жалоб на действие (бездействие) заказчиков, как на государственном уровне, так и на муниципальном. При этом большинство жалоб признано обоснованными, и по ним выданы предписания по устранению.

    Основные нарушения при размещении заказов путем проведения торгов - это нарушение сроков опубликования и размещения обязательной информации (извещения, документации, протоколов, составленных в ходе размещения заказа). Второе - это установление непредусмотренных законом о госзакупках требований к участникам размещения заказов к заявке на участие в торгах. И третье, самое распространенное нарушение, это отсутствие в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации значений критериев оценки заявок на участие в конкурсе, порядка оценки и сопоставления таких заявок.

    В антимонопольной службе считают, что большое количество поступающих жалоб свидетельствует о том, что интерес предпринимателей к участию в процедурах размещения заказа растет, потому что появилась возможность не только участвовать в таких процедурах, но и побеждать в них.

    Однако, по словам Евраева, ни для кого не секрет, что подавляющее большинство проводимых сейчас конкурсов является такими только по названию, поскольку правила определения на них победителя является практически произвольным. Кроме того, многие заказчики не хотят проводить аукционы, заявил начальник управления. Поэтому теперь надо принять постановление правительства о товарах, работах и услугах, размещение заказа на которые должно происходить исключительно на аукционах, а также определить порядок оценки победителей на конкурсах.

    Как считают в ФАС, список обязательных "аукционных" товаров, работ и услуг должен включать в себя максимально полный перечень таких товаров работ и услуг, по которым качество или функциональные характеристики могут быть установлены изначально в аукционной документации. При этом постановление правительства о порядке оценки заявок на конкурсах должно быть как можно более детализированным и содержать не только перечень и содержание критериев при различных видах заказов, минимальное значение критерия "цена" и максимальное значение критерия "качество", но и формулы расчетов значений критериев и определения победителя.

    Помимо этого в этом году необходимо выработать единую практику правоприменения нового закона по всей стране и усовершенствовать законодательство о госзакупках, устранив имеющиеся в нем пробелы, ошибки и неоднозначные формулировки, считают в ФАС. Более того, планируется ввести практику обязательного обращения в суд с иском о признании размещения заказа недействительным в случаях выявления нарушений, которые привели к существенному искажению результатов процедуры размещения заказов. И это только часть приоритетных задач, которые для себя устанавливает ФАС. В антимонопольном ведомстве уверены, что реализация основных направлений по улучшению действия закона о госзакупках и введения новых ключевых нормативных правовых актов полностью изменит практику размещения заказов, сделает процедуры существенно более прозрачными и конкурентными.

    Поделиться