На фестивале "Золотая маска" Мариинский театр представил "Новые имена"

Балет "Мещанин во дворянстве" Никиты Дмитриевского дает молодым артистам возможность "оторваться" в современной лексике. Это вольная стихия динамичной пластической импровизации, ироничный легкий балет, вбирающий в себя и классику, и современный танец, и акробатику, и даже катания по полу на спине и на роликовых досках. Драматургия Мольера сложная, и, хотя постановщик попытался представить скелет сюжета, всех персонажей, все сцены и их хронологию, получилось обо всем и не о чем. Поэтому лучше не зацикливаться на том, кто есть кто, а лишь следить за сценками комедии положений, растворенными в танце.

Танцовщики появляются один за другим из-за темных кулисных створок на заднике, "рассказывая" каждый о себе. Гордо вышагивающая Евгения Образцова (служанка Николь) в белом паричке Мэрилин Монро: она заигрывает с оркестрантами так, что из оркестровой ямы слышатся стоны. Пластически одаренные Михаил Лобухин (господин Журден), точно оживший экранный образ из "Барышни и хулигана", и Александр Сергеев (Ковьель) в баскском берете. Эффектная и стильная роковая красавица в черной коже и в розовом трико Екатерина Кондаурова (маркиза Доримена).

"В сторону "Лебедя" - более серьезный балет. Композитор Леонид Десятников в своем опусе математически проинтегрировал и лингвистически обыграл название первой книги прустовского шедевра "По направлению к Свану". Сван - это одновременно и фамилия главного героя, и английское swan - лебедь. Это некий комментарий к фокинскому "Лебедю" на музыку Сен-Санса, которая проскальзывает в десятниковском опусе. Весь задник сцены занимает черно-белый штрих-код с множеством цифр, сканировать который дано лишь посвященным "хакерам" от балета. Дуэт талантливых танцовщиков нового поколения театра Олеся Новикова и Александр Сергеев в черном трико и с закольцованными ногами, как у птиц, вдохновенно наполняют повадками пернатых и классическими движениями эту экспромт-фантазию хореографа Алексея Мирошниченко.

Молодой хореограф тонко и изобретательно обнаруживает перекличку и с "Лебедем" Сен-Санса, и с романом Марселя Пруста "По направлению к Свану", рассказывая о кровном противостоянии классики и модерна в балете. Для Мирошниченко этот спектакль - реверанс великой харизме русского классического балета. Юные танцовщики, превозмогая современную ситуацию утраты традиций и нивелирующей глобализации в искусстве, инстинктивно стремятся к академическим канонам классического танца. Лебедь - это легендарный символ Белого балета.

Мариинский вечер в Большом завершал балет "Шинель" по Гоголю" Ноа Д. Гелбера на музыку Дмитрия Шостаковича к кинофильмам "Одна" и "Условно убитый". Спектакль поставлен в лучших традициях отечественного сюжетного балета второй половины XX века. Есть в спектакле и гоголевская атмосфера, и полифоническое прочтение, и литературные подтексты, и даже главный персонаж - Акакий Акакиевич в прекрасном исполнении Андрея Иванова. Это абсолютное актерское свершение: технически сложным, изощренным языком рассказывает Андрей Иванов и о "человеке в футляре", и о жалком, закомплексованном существе, в котором мерцает множество импульсов и стремлений - от влечения к женщине до маниакального желания шинели. Гелберу и Иванову удалось проникнуть и перевести на пластический язык необъятность внутреннего мира маленького человека. Акакий Акакиевич обитает по Гоголю в гнетущей атмосфере страха и зависимости. Мефистофелевская сделка с портным (блестящее исполнение Ислома Баймурадова) открывает Акакию Акакиевичу дверь в зазеркалье мечты: летающая, а затем и выросшая ввысь до колосников новая шинель превращается в гиперболизированную идею фикс, ненасытную жажду человека обладать тем, что не дано. Но эта шинель буквально накрывает и вдавливает героя в землю. В конце концов главный персонаж погребает себя под ворохом тряпок. Современность послания очевидна: вещевая лихорадка застилает взгляд, а люди не боятся быть погребенными под горой своих неутолимых желаний.