Цирк со звездами

Горести

Недели не проходит, чтобы нас не попросили по какому-нибудь поводу войти в трудное положение звезд. То по случаю их несчастной любви, то по поводу нездорового любопытства со стороны папарацци, то, наоборот, ввиду их забвения, то из-за коварства продюсерской братии, то из-за подлости корпорации нянь и домработниц, то...

Их, оказывается, еще и грабят, как простых лохов. И им это обидно, как стало известно из энциклопедии нашей жизни - передачи "Пусть говорят".

На самом почетном месте восседал прекрасный принц отечественного шоу-бизнеса Николай Басков. Он был бледен и растерян: у его водителя на днях неизвестные грабители совершили отъем портфеля с круглой суммой и с дорогим брильянтом.

Я, как простой зритель, хотел, было, ему посострадать, но тут в студию пригласили Филиппа Киркорова, которого грабанули несколько раньше и тоже на порядочную сумму. Он светился оптимизмом, улыбка не сходила с его добродушного лица. Сначала подумалось, что это не от хороших склонностей небожителей: радоваться несчастью коллеги. "Не мне одному не свезло", - как бы говорило торжествующее лицо Филиппа.

Тут же, впрочем, выяснилось, что у Киркорова были и другие основания для хорошего настроения - украденные у него часы ему уже возвращены, в связи с чем он не преминул воспользоваться случаем поблагодарить милицию, кажется, города Новосибирска и выразить надежду, что и у Коли все будет о кей.

Ведущий из этого и еще нескольких фактов экспроприации собственности известных лиц бандитами сделал далеко идущее обобщение: началась охота криминала на звезд российского шоу-бизнеса. Более прочего Андрея Малахова, как всегда, волновал моральный аспект вопроса: как же так, почему воры и рецидивисты залезают в карман тем, кто приносит миллионам людей радость? Где нравственность у бандитов?

Кроме того, он слышал, что у криминального сообщества есть некий список звезд шоу-бизнеса, которых трогать нельзя. Вызванный на ковер эксперт (из бывших авторитетов) на это предположение только устало улыбнулся. Смысл его высказывания заключался в следующем: перед законом звезды, возможно, и имеют кое-какие преференции, а перед беззаконием они равны с остальными гражданами.

"Хоть в чем-то мы равны", - хмыкнули люди у экранов своих телевизоров.

У юриспруденции женское лицо?..

А насколько справедливость по закону - дело непростое, люди у телевизоров имели возможность почувствовать, "подсев" на сериал "Ваша честь" (телеканал "Россия").

Криминальных сериалов в эфире по-прежнему, видимо-невидимо. Один круче другого. В том смысле, что один детективнее и мелодраматичнее другого. И один жестче другого. В чем дефицит, так это по части их человечности. Потому, наверное, сколько ни повторяет телеканал "Россия" сериалы "Каменская" и "Тайны следствия", а зрители их смотрят с удовольствием.

Сериал "Ваша честь" (режиссер А. Кавун) имеет свой шанс на успех; у него тоже есть, что называется, человеческая составляющая - роль судьи Марины Серегиной в исполнении Натальи Вдовиной. Драматургический материал небогатый; у героини мало слов, не так много поступков, ей все больше приходится слушать и сдерживать эмоции, но актриса находит возможность ведомыми ей средствами удерживать внимание зрителей.

Тут, видимо, дело еще в том, что героиня каждый раз оказывается один на один с какой-нибудь нравственно-правовой коллизией. Сын помог уйти из жизни матери, испытывавшей невыносимые муки боли. Доктор, спасая ребенка, нарушил букву закона и при этом ребенка не спас по не зависевшим от него причинам. Беременная врач-стоматолог отказала в помощи больному СПИДом. И т.д.

Молодой судье приходится иметь дело не столько с тяжбами между гражданами, сколько с тяжбой между законом и справедливостью. Вернее между духом и буквой закона. И "ее честь" с честью выходит из всех затруднительных положений.

Это тем более отрадно, что так уж получилось: наше сериальное кино отдало дань уважения едва ли не всем подразделениям нашей правоохранительной системы - и "ментам" ("Улицы разбитых фонарей"), и следователям с Петровки ("Каменская"), и работникам районной прокуратуры ("Тайны следствия"), и адвокатуре ("Адвокат"). А вот люди в мантиях и с молоточками до сих пор оставались в тени внимания телевизионных кинематографистов. То есть они оставались на эпизодических ролях. И выглядели не очень достойно - формалистами, эгоистами, функционерами, продающимися за деньги и поддающимися административному давлению.

Знаю, что можно сказать на сей счет. Нечего, мол, на зеркало пенять... Так ведь в жизни и менты с прокурорами, следователями и адвокатами не такие уж моральные красавцы, а на экране... вон какие молодцы.

Теперь настала очередь если не исправить имидж судейских работников, то по крайней мере его усложнить. А всего-то и сделать для этого надо, как войти в положение тех, кто оказывается перед лицом трудноразрешимым морально-правовым противоречием.

Можно было бы похвалить сериал и за его просветительские потенции в области юриспруденции, если бы не некоторые сомнительные сюжетные повороты. И на мой непросвещенный взгляд, приятельские отношения между судьей и адвокатом не кажутся корректными с точки зрения профессиональной этики. Едва ли на пользу дела может пойти роман между судьей и прокурором, даже если он закончится законным браком.

Профессиональная этика - тоже проблема, которой, судя по всему, авторы пожертвовали в интересах занимательной беллетристики.

Что стоит приметить отдельной строкой, так это экспансию женщин в наши правоохранительные институты. На телеэкране по меньшей мере. Настя Каменская, Маша Швецова. Наконец, Марина Серегина... Кто следующая?

Смею надеяться, что такая феминизация мужской работы как-то связана с ее гуманизацией.

***

Ну а что касается масштабных радостей минувшей и следующих нескольких недель, так это то, что Ксения Собчак снова с нами в проекте Первого канала- "Цирк со звездами". Что команда Первого канала наконец-то стала "Властелином горы".

Что стартовал новый проект Александра Гордона "Закрытый показ", о котором будет отдельный разговор в ближайшем выпуске "Российской газеты" - Неделя".