Появившиеся в газетах "страшилки" о том, что зарубежные фармкомпании, поставляющие львиную долю медикаментов по льготной программе, готовы разорвать отношения с российской стороной, не соответствуют действительности. Во всяком случае, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков заявил вчера "Российской газете", что "никаких ультиматумов AIPM не выдвигает и выдвигать не собирается". "Программа ДЛО - это реальный шаг в сторону того, чтобы сделать российский лекарственный рынок более цивилизованным, улучшить качество медицинской помощи льготникам, в том числе обеспечить большую доступность современной лекарственной терапии, - считает Владимир Шипков. - Поэтому нужно не разрушать уже созданную инфраструктуру, а отладить механизмы исполнения программы".
Долг за отпущенные льготникам медикаменты на начало года сами поставщики оценивают где-то в 36 миллиардов рублей. И вопрос о том, как будут эти долги гаситься, по-прежнему открыт.
Между тем кризис программы легко прогнозировался еще полтора года назад, когда к лету 2005 года стало ясно, что многие льготники собираются отказаться от соцпакета. Так и случилось: люди вышли из программы, соответственно, финансирование на лекарственное обеспечение сократилось с 51 млрд. руб. в 2005 году до 29 млрд. в 2006-м. Но, поскольку в программе остались наиболее нуждающиеся, общие расходы на одного пациента выросли - так, возник дефицит средств. Нельзя сказать, что ответственные за программу чиновники не предвидели такого развития событий: тот же уволенный вчера глава Росздравнадзора Рамил Хабриев не раз заявлял, что выход льготников из программы серьезно осложнит ее выполнение. Но почему при этом не были вовремя сделаны необходимые расчеты, не внесены поправки в бюджет программы, непонятно.
Лишь в середине февраля, напомним, законодатели добавили на лекарственное обеспечение 16 миллиардов рублей. Причем 6 миллиардов должны быть перераспределены в бюджете ФОМС. И это тоже не лучший вариант: так, муниципальные больницы и даже онкодиспансеры, финансируемые ФОМСом, уже почувствовали, что "пояс затягивается" - экономить приходится даже на медикаментах (что это такое для онкобольных, объяснять не надо). По некоторым данным, Росздравнадзор готовил представление в прокуратуру по поводу того, как территориальные ФОМС организовали финансирование программы.
Не сумели руководители нашего здравоохранения и наладить эффективный контроль за назначениями по принципу "по одежке протягивай ножки". С одной стороны, пациент должен получить нужное лекарство, с другой - надо укладываться в некий денежный лимит. Настроить этот инструмент так и не удалось - отсюда и обвинения врачам в злоупотреблениях назначениями и декабрьские обвальные выписки.
Локальные же меры, такие как сокращение льготного перечня, а также негласно "спущенное" в поликлиники указание ограничить количество бесплатных назначений оказались весьма неуклюжими: особого финансового эффекта не дали, а общественное недовольство подогрели.
Вчерашняя отставка руководителя одного из ключевых ведомств, отвечающих за программу, - мера жесткая, хотя, заметим, к ключевой на сегодняшний момент проблеме - финансовым просчетам - Росздравнадзор отношения фактически не имеет.
Пока же фармпроизводители заняли выжидательную позицию. Так, по данным Федеральной таможенной службы России, в январе импорт фармпродукции сократился на 38 процентов (по сравнению с январем прошлого года).
Есть еще один неприятный момент, связанный с нынешним кризисом. Убытки, которые фармбизнес несет по льготной госпрограмме, он, что легко предположить, попытается компенсировать за счет коммерческой продажи лекарств. Достаточно пройтись по аптекам, чтобы убедиться: многие лекарства уже заметно подорожали.