Новости

06.03.2007 03:00
Рубрика: Экономика

Цена "ручной настройки"

В Кузбассе попытались административно отрегулировать стоимость горючего

Характерно, что до последнего времени нефтепродукты в Кемеровской области не дешевели даже в период сезонных колебаний отпускных цен заводов-производителей. В отличие от других сибирских регионов, где они росли с завидным постоянством, здесь их просто сдерживали на определенном уровне, причем по всем позициям - от дизтоплива до Аи-96. Тем не менее окончательно "устаканить" розничные цены на территории области не удавалось никому и никогда. Рынок брал свое.

Грубого ценового произвола, впрочем, тоже не было, утверждают специалисты. Определению розничной цены предшествовала договоренность между областными властями и крупными кузбасскими поставщиками ГСМ. По словам начальника областного департамента цен и тарифов Марины Кулебякиной, соглашение о сотрудничестве сторон было подписано в целях сдерживания инфляционных процессов, а также для создания здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов. Власти Кузбасса и нефтепереработчики условились, что будут проводить экономически обоснованную ценовую политику на рынке ГСМ, бесперебойно обеспечивать нефтепродуктами потребителей и координировать все свои совместные действия.

Подобное соглашение действует с 2003 года и ежегодно обновляется. На протяжении последних лет бизнес и власть договариваются о том, чтобы оградить потребителей от резких скачков цен.

Цены на ГСМ регулируются решением комиссии по стабилизации экономической ситуации на рынке нефтепродуктов. Она рассматривает экономическую обоснованность предлагаемых к утверждению цен и принимает решение об установлении их предельного уровня. Выше обозначенной отметки задирать стоимость бензина нельзя, а вот ниже - пожалуйста. Но при этом кто-то из продавцов находит золотую середину, кто-то, напротив, работает на пределе. Чаще всего, как выяснилось, страдает малый бизнес, у которого относительно небольшой оборот.

Ориентированный на поставки нефтепродуктов в область, он развивается не теми темпами, которыми бы хотелось. Оно и понятно. Чтобы строить современные АЗС и сервисные центры, необходимы деньги, которые изымаются из прибыли. А так как она невелика, ни один средней руки предприниматель не будет думать о новых заправках или благоустройстве территории. Другое дело - крупный бизнес, он меньше страдает от сдерживания цен. Ведь чаще всего он входит в состав нефтяной компании, где все завязано в единую цепочку - от добычи нефти, ее переработки и продажи нефтепродуктов. Поэтому предел прочности крупного бизнеса несоизмерим с возможностями малого. Какая же тут конкуренция! Не случайно из области начался исход малого предпринимательства, связанного с продажей автотоплива - ничего хорошего его здесь не ждет.

Власти, настаивая на сдерживании розничных цен в области, упирают на сезонное понижение отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах. Но прайсы на НПЗ корректируются ежемесячно. Это известно всем. Поэтому очень часто после многочисленных переговоров о сдерживании розницы и подписания очередного соглашения о сотрудничестве отпускные цены на НПЗ взлетают вверх. Что, собственно, случилось и на этот раз. С 1 марта оптовая цена на заводах поднялась от 300 до 700 рублей за тонну продаваемой продукции. Понятно, что розницу при таких скачках не удержит никакой договор и внезапное снижение цен очень скоро сменится подъемом.

Между тем приток нефтепродуктов в область увеличивается.

В Анжеро-Судженске приступили к строительству двух нефтеперерабатывающих комплексов, суммарная мощность которых запланирована на уровне 800 тысяч тонн. А на юге Кузбасса, в Гурьевском районе, недавно запущена первая очередь нефтеперерабатывающего комплекса, заложенного еще в 1998 году. Словом, игроков на местном рынке нефтепродуктов прибывает, и можно действительно добиться нормальной конкуренции и влияния ее на цены, если только не полагаться исключительно на ручные способы регулирования всех проблем.

Экономика Товары и цены Цены на бензин